» » » » Современная архитектура и творчество
0

Современная архитектура и творчество

1.Особенности развития архитектуры западных стран в 70-80 гг.
Если представители современной архитектуры 60-х годов стремились к вечным, простейшим формам, то представители постмодернизма (назвал Чарлз Дженкс - "Post modem" или постмодернизм), так называемое «третье поколение» - арх-ры 70-х годов на Западе к вечности безразличны и сосредотачивают свои творческие усилия на сиюминутном, на эстетике арх-ры как карнавала, восточного базара, Диснейленда.
Самый известный среди теоретиков постм-ма американский арх-р Р.Вентури отрицает претензии совр-ой арх-ры на утверждение порядка, противоречащего «хаосу». Порядок он считает явлением негативным, в то время как хаос естественным результатом взаимодействия противоречащих сил и поэтому положительным началом.
Существенная черта подхода к проектированию виднейшего практика постмодернизма Ч.Мура – служению клиентам и обстоятельствам. Ярким примером подобной практики является, построенное по проекту Ч.Мура, зд-ие Пьяцца д’Италия для итальянской общины в Новом Арлеане (1977г.) – материальное воплощение ностальгии, имитации эклектической композиции конца XIX века.
Американский арх-р Ч.Джекс считает, что только зд-ия, которые созданы в рамках диалектического процесса м/у арх-ом и заказчиком можно расценивать теперь как арх-ру.
Приемы постмодернизма:
1 - Так называемые "здания - призраки", наружные ограждения которых выполнены из светоотражающих материалов и образуют как бы гигантские зеркала, отражающие текучие картины городской жизни. Стремление спрятать за зеркальной стеной сооружения, и тем самым сократить давление нового строительства да сложившуюся среду.
2.- "хай-тек" (театрализ-ый). Его особенностью было то, что техника выступала не только в свойственных ей санкциях, но и в роли системы символов и даже декорации. Антураж этих зданий - открытые трубы, металлические балки, фермы.
В качестве положительного в направлении постм-зма можно отметить поиски образного языка формообразования, использование цвета и света в архитектуре. В целом постмодернизм стоит на позициях отрицания современной арх-ры начала ХХ века. Это новый виток эклектики, не раз сменяющий стилевые направления в арх-ре.

2.Современная археология Казахстана определяется советским периодом 20-х гг.
- появляется плановое хозяйство, плановая застройка.
- развитие жилищного строительства, с/х.
- гл. задача - развивать центры и столицу.
- предавалось значение росту промышленности, оздоровлению и отдыху (курорта «Боровое»).
- развитие си типового строительства (Дворец Культуры Металлургов в городе Усть-Каменогорске и Дворец Культуры Металлургов в городе Балхаше).
- Кон.20-нач 30 гг строит-во Алма-Аты (арх. Милютин), город окружен зеленым кольцом, квартальный тип застройки.
- До середины 50-х г. общ-ные соор-ия носят монументальный хар-ер (зд-ие министерства иностранных дел (ныне дом писателей) арх. Леппик, здание академии наук арх. Щусев.)
- до 50-х г. города застраивались малоэт-ми зд. Но вместе с этим была решена проблема обеспечения населения жильем.
- 70-е г.: строит-во зд-ий и соор-ий с учетом природно-клим-их факторов и сейсмичности. В Алматы зд-ие цирка арх.Кацев, Слонов; комплекс «Медео» арх.Кацев; спортивная база «Чимбулак».
- в 80-м в Алматы строится 80-тиквартирное 16-тиэт. жил. зд-ие арх. Павлов, Таманян.
- Индустриализация, развернувшаяся с 20-30 гг, вызвала интересное развитие арх-ры и град-ва.
- Для арх-ы сер.30-40гг хар-но использование ордерных форм (портиков, колоннады, пилястры). В алматы 1939 г, арх. А.И. Гегелло.
Сочетание традиционных эл-в нац. зодчества
(стрельчатые арочные проемы, мотивы нац. орнамента), н/р каз. тетар оперы и балета им. Абая в Алмате 1941г, арх. Простаков, дворец культуры нефтяников в Гурьеве 1945г.
Медео 1972г.
Составлены гп крупных гродов, предусматривающие создание арх. ансамблей (площадь им.Брежнева в Алмате 1980г)
С 1954г началось интенсивное строительство сокхозных и колхозных поселков, сел.

3.Творческие методы школы Баухауз.
Большую роль в развитии совр-ой арх-ры сыграла деятельность нового уч-ого заведения, созданного В. Гропиусом, так наз-ого «Баухауза» (Дом строительства).
Основной задачей Баухауза явл-ся работа по усовершенствованию оформления совр-ого жилища, начиная с предметов домашнего обихода и кончая всем домом в целом.
Система обучения от частного к общему - лампа, стул, окно организация жилища в целом. Меньше всего чертили, делался эскиз, затем изготавливался макет под рук-ом мастеров ремесленного училища Совет приглашал представителей фирм изготавливающих мебель.
Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе.
Идея и структура Баухауза. Существовало 2 вида творческой жизни –– производственная и ремесленная –– независимо от деятельности худ-но одаренных людей, которая протекала в полной изоляции.
Конечная, хотя и далёкая цель Б. –– единое худ-ое произведение –– зд-ие, в котором исчезают границы м/у монум-ым и декор-ым искусством. Господствующей идеей Б. была идея создания нового единства, идея синтеза вместо «искусства», «направлений», и достижение неделимого целого, соответ-его внутренней целостности чел-ка и получающего свой смысл и назначение в реальной жизни.
Всё обучение в Б. делится на 2 части:
I Практическую часть.
1. Камень 2. Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань
Перспективные элементы:
а) Значение материалов и орудий обработки.
б) Основные представления о бухгалтерском деле, расценках и способах заключения договоров.
II Теоретическая часть.
Восприятие.
а) Натурные студии.
б) Учение о материалах.
Представление.
а) Учение о проектировании.
б) Учение о конструировании.
в) Техническое рисование и постройка моделей всех пространственных элементов.
Формообразование.
а) Учение о пространстве.
б) Учение о цвете.
в) Учение о композиции.
Перспективные элементы:
Лекции о проблемах искусства и промышленности( как современных так и прошлых эпох).
Весь цикл обучения делится на 3 курса:
1. Пропедевтический курс.
Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи с учением о материалах в специальных мастерских пропедевтического курса. В итоге –– перевод в учебные мастерские.
2Практический курс.
Длительность 3 года. Работа в учебных мастерских по окончанию знакомства с закономерностями учебного рисунка и дальнейшее обучение построению форм. В итоге –– приём в члены ремесленной гильдии, далее –– в сотрудники Баухаузе.
3Строительный курс.
Практическое участие в строительстве на реальном объекте и свободное творческое участие в строительном процессе на экспериментальной площадке Баухауза. Длительность –– по соображениям руководителя и согласно надобности. Строительные и экспериментальные площадки служат одновременно развитию и уточнению практического и теоретического курса. В итоге –– получение звания мастера гильдии, в дальнейшем –– сотрудника Баухауза.
В итоге такого обучения худ. одаренные люди должны развить в себе преимущественно правильное сочетание производственных и формальных способностей. После того как будет избран окончательный путь и средства самовыражения, они могут обратиться к умозрительной экспериментальной работе, в ходе которой всегда будут помнить о единстве и искать новые ценности.

4. Архитектура Франции. Творческие принципы Ле Корбюзье.
В межвоенный период (функционализм) - проблема массового жилища. Жилье строилось для чиновников. Врезультате этого возникают новые формы жил. застройки: кварталы пригородных круп. городов и отдельные поселки «Сите-жарден» - это малоэт-ые дома, состояли из каркасных конструкций с заполнением из искус-го материала (пустотелые камни и утепленные плиты). Прогрессивные градостроительные идеи (проект «Промышленный город», 1903г. – автор Т.Гарнье; фантастический проект города будущего – автор А.Соваж). Творчество выдающихся французских архитекторов, Огюста Пере и Ле Корбюзье, оказали влияние на развитие современной арх-ры.
Творческие принципы Ле Корбюзье.
Шарль Эдуар Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier, родился в Швейцарии, настоящая фамилия Жаннере-Гри, Jeanneret-Gris) (1887—1965) французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер.
"Пять принципов современной арх-ры" в 20е годы. – в них Ле Корбюзье пытался сформулировать новую концепцию домостроения:
1 Дом на сваях. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах, освобождая место под жилыми помещениями для сада.
2 Плоские крыши. На крышах, сделанных из железобетона, Ле Корбюзье предполагал разбивать сад или устраивать рекреационные зоны.
3 Свободная планировка. Поскольку стены больше не играют роль несущих конструкций, внутренняя планировка дома может не зависеть от стен. Освобождающееся в результате пространство можно формировать с гораздо большей эффективностью
4 Ленточные окна. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого.
5 Свободный фасад. Опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома. Внешние стены могут при этом формироваться из любого материала, в том числе хрупкого или прозрачного.
На основе пяти принципов Ле Корбюзье создал несколько частных жилых домов, из которых наибольшей известностью пользуется вилла Савой(Савуа) в Пуасси. Для определения размеров дома и его элементов архитектор применил изобретенный им модулор – систему дополнительных пропорций, основанных на принципе золотого сечения.

5. Функционализм как направление в современной архитектуре.
Первым в строю современных арх-ых движений нужно поставить ф-м (в советской России у него было иное название – конструктивизм). Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой арх-ов многих стран мира. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека.
Ф-м, основан на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме, выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 20-х гг. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — арх-ми, связанными с «Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др).
«5 признаков ф-ма» (Ле Корбюзье):
1 Дом на сваях. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах, освобождая место под жилыми помещениями для сада.
2 Плоские крыши. На крышах, сделанных из железобетона, Ле Корбюзье предполагал разбивать сад или устраивать рекреационные зоны.
3 Свободная планировка. Поскольку стены больше не играют роль несущих конструкций, внутренняя планировка дома может не зависеть от стен. Освобождающееся в результате пространство можно формировать с гораздо большей эффективностью
4 Ленточные окна. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого.
5 Свободный фасад. Опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома. Внешние стены могут при этом формироваться из любого материала, в том числе хрупкого или прозрачного.
На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функц-ых процессов, для которых они предназначались. Функции при этом анализировались на основе методов научной организации труда. Принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций (их определяли так: «жить, работать, отдыхать, передвигаться») был перенесён и в область градостроительства.
Ф-м ставит человека в центр процесса проектирования. Однако, отнюдь не конкретную личность, а человека вообще, как некое биологическое и социальное существо. Функц-ная составляющая зданий должна прежде всего определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Арх-ры этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы).
Эстетическими постулатами ф-ма становятся предельное упрощение форм, отказ от декорирования и стремление к минимальной обработке поверхностей. Очень сдержано ф-м относится и к введению цвета в архитектуру.
- Основной материал — монолитный и сборный ж/б, стекло, реже кирпич. Использование крупных нерасчленнных плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма - серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.

6. Творчество финского архитектора А. Аалто.
Алвар Аалто (1898–1976) - финский арх-р и дизайнер. В странах Северной Европы (Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция,) его называют «отцом модернизма». Поле его творческой деятельности весьма широко: от арх-ры до дизайна мебели, светильников и изделий из стекла (ваза «Савой», дизайн которой разработан им в 1936, всемирно известна как «ваза Аалто»).
Выдающийся представитель функционализма в арх-ре, по-новому применил принципы ф-ма и выработал свой особый арх-ый стиль.
Заложил в качестве ведущего принципа проектирования своих соор-ий органичное единство постройки и окружающей природы. Он использовал условия местности, подчиняя формы зд-ия особенностям ландшафта. (волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки. Волнистая кривизна, зрительно связывающая стены и другие элементы зд-ия с окр-ей природой, с годами превратилась в хар-ую примету фирменного стиля Аалто.
Другими приметами стали:
-свобода внутр-х пространств, разверт-хся в основном в горизонтальной плоскости;
-постоянное сочетание ж/б и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.
Основной интерес представляют спроект-ые Аалто загородные виллы, самой знаменитой из которых является Mairea (Нормарку, 1938-1939). В проекте Mairea ярко проявляется талант Аалто в использовании единства естественных материалов, в том числе и в интерьере: потолок большой гостиной подшит сосновыми рейками, колонна из стальной трубы отделана берестой. Гостиная (как и у Райта) разделена на отдельные, независимые друг от друга части различного назначения.
Арх-ые интересы Алвара Аалто охватывали широкий спектр от регионального планирования, до планировки церквей, общественных зданий и жилых домов для одной семьи.
- являлся первооткрывателем в области исследования возможностей использования слоистой древесины в архитектурных и мебельных конструкциях.
(Дом Культуры, Хельсинки, Политехнический институт,
Хельсинки)
Хаар-ым является «волнообразная стена», примером могут служить арх-ые объекты:
-Павильон лесного и сельского хозяйства в деревне Лануа 1938 г.;
-Концертная эстрада в Турку;
-Санаторий в Паймио 1929-33 г.г.;
-Библиотека в Выборге 1927-34 г.г.;
-Финский павильон в Нью-Йорке 1939 г.

Скачать - 2182_sovr_arheoligy.doc [168,5 Kb] (cкачиваний: 3)

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.