» » » » Восточные славяне. Происхождение.
0

Восточные славяне. Происхождение.

Восточные славяне. Происхождение.


Происхождение славян – Общеизвестно, что славянские языки – носители архаичных черт индоевропейской общности. А это – признак их глубоких истоков. О древности славянских народов говорит в «Повести временных лет» летописец Нестор. «Повесть» подтверждает библейский рассказ о потопе и Вавилонской башне. Согласно византийским христианским хроникам сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет разделили между собой землю. Также в «Повести временных лет» есть сведения о былом языковом единстве народов. Нестор пишет: «И услышал Бог народ и разделил на 70 и 2 народа и рассеял по всей земле. На это прямо указывает автор «Повести временных лет» когда пишет, что славяне одни из индоевропейских народов произошедших от племени Иафета расселившихся по Европе.

Образование древнерусского государства, рождение пер¬вого феодального государства было не однократным собы¬тием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.

Исходной позицией для последовательного рассмотре¬ния истории славян, как отмечает крупный исследователь древнейшей истории Руси академик Б.А Рыбаков, следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который датируется серединой II тысячелетия до н. э. К этому времени предки сла¬вян, к которым в отдаленные времена до новой эры применялся термин "праславяне", прошли уже длительный путь развития родо-племенного общества

Вычленение праславян из индоевропейского массива было результатом тех значительных сдвигов в первобытном об¬ществе, которое происходило у племен северной половины Европы на рубеже III и II тысячелетий до н.э.

Культуру шнуровой керамики часто рассматривают как исход¬ную индоевропейскую. В эпоху позднего неолита и бронзы (конец III — II тыс. до н.э.) культуры шнуровой керамики локализуются по большим пространствам северо-за¬пада европейского побережья и Прибалтики, в Надпорожье и Приазовье, а также в некоторых районах Центральной Европы, где она входит в соприкосновение с культурой ленточной кера-мики, которая была распространена на значительной террито¬рии долины Дуная и Рейна

Неолитическая культура линейно-ленточной керамики, названная так по характерному орнаменту па сосудах.

К кругу культур ленточной керамики относится среднеднепровская трипольская культура. Культура привлекала особое внимание высоким уровнем развития сельского хозяйства, гармоничным сочетанием растениеводства и животноводства, применением органических удобрений, высоким уровнем ремесла, особенно гончарного, большими размерами располагавшихся круговыми кольцами поселений. Последнее обстоятельство предполагало и высокий уровень социальной организации. На последней ста¬дии существования культуры появляются и оборонительные сооружения, которые свидетельствуют о появлении внешней угрозы.

Тот факт, что племена культуры ленточной керамики участвовали в процессе становления индоевропейских племен, а значит и славянских, признается большинством ученых: эти племена составят определенный компонент во многих народах Центральной Европы и Балкан,

Оформление культуры шнуровой керамики приходится на III тыс. до н.э. В старой литературе обычно говорили об «экспансии» племен шнуровой керамики на запад. Теперь преобла¬дает более сложный взгляд на ее распространение. По-видимо¬му, на многие области распространяется лишь культурное влия¬ние

Во II тыс. до н.э. в области Верхней Волги и Клязьмы, возникла Фатьяновская куль-тура, по преобладающему мнению, в результате миграции племен шнуровой керамики откуда-то из Прибалтики. Во II тыс. до н.э. культуры шнуровой керамики преобразуют¬ся в другие.

Переплетение потомков культур шнуровой керамики и мега¬литов просматривается и в Западной Европе: культура «воронковидных кубков», восходящая к мегалитической, в конце III тыс. до н.э. надвигается от Северного моря и Прибалтики к Придне¬провью. И на северном побережье Черного моря мигранты мега¬литической культуры соприкасались и смешивались с местны¬ми — поздней ямной и катакомбной, и такое смешение прохо¬дило достаточно легко благодаря родственным языкам.

Проблема происхождения индоевропейцев вообще и славян в частности обсуждается в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи, этно¬графы предлагают разные концепции и гипотезы и пока остаются в основном каждый при своем мнении.

А круг спорных вопросов весьма широк. Одно противоречие лежит на поверхности: славяне под таким именем выходят на историческую арену лишь в VI в. н.э., и потому велик соблазн считать их «молодым народом». В то же время славянские языки — носители архаичных черт индоевропейской общности. И это — признак их глубоких истоков. Естественно, что при столь значительных расхождениях в хронологии и территории и археологические культуры, привлекающие исследователей, будут разные. Невозможно назвать ни одну культуру, в которой сохранялась бы преемственность от III тыс. до н.э. до середи¬ны тыс. н.э.

Общеизвестно, что в Северной Европе и Прибалтике с эпохи мезолита и раннего неолита сосуществуют дна антропологических типа, один которых близок населению Днепровского Надпорожья.

Во II тыс. до Прибалтики докатываются волны передвижений с востока племен срубной культуры.

Большее своеобразие вносили племена, продвигавшиеся в Прибалтику во времена существования унетицкой и лужицкой культур (XIII — VI вв. до н.э.). Это, по всей вероятности, те самые племена, которые принесли в Прибалтику этноним «венеты» («венеды»), а само Балтийское море превратили в «Венедский залив».

В количественном отношении наиболее представительны в составе славянства является тип населения культур шнуровой керамики. Именно типичное для культур шнуровой керамики широколицее длинноголовое население сближает славян с балтами, создавая подчас непреодолимое затруднение для их антропологического размежевания. Наличие в составе славяне этого компонента указывает, однако, на территорию гораздо большую, чем область балтской топонимики, поскольку родственное население занимало в эпоху неолита и бронзы значительную часть Левобережной Украины, а также северо-западного побережья Европы.

Заметное участие в сложении славянства приняли также племена с погребениями в каменных ящиках и культуры колоковидных кубков, которые также хоронили умерших в цистах (каменных ящиках). По мнению многих историков население культуры колоколовидных кубков должны привлечь особое внимание в решение проблемы прародины славян.

Ученые О.Н. Трубачев и А.И. Тереножкин, высказывали мнение об участие в происхождении славян смежной чернолесской культуры X - VII вв. до н.э. пограничной киммерийцам.

В начале VII в. до н.э. из Причерноморья уходят киммерийцы и примерно через несколько десятилетий в степи появляются скифы. Сохранилось ли там прежнее земледельческое население? Б.А. Рыбаков в книге «Геродотова Скифия» доказывает, что сохранилось и сохранило определенную самостоятельность. Он обращает внимание, в частности, на то, что на стыке степной и лесостепной полосы, где в киммерийское время были укрепленные поселения, при скифах пограничная полоса укреплялась в еще большей степени Это — убедительное свидетельство неоднородности территории, обозначенной Геродотом как «Скифия». И важно само указание на существование на севере «Скифии» «скифов-пахарей» со своими культами и этнологическими преданиями. Любопытно, что у этих племен жило предание о проживании их на том же месте в течении тысячелетия. В данном случае предание совпадает с реалиями: тысяча лет до Геродота прошла от начала срубной культуры в Причерноморье, и тысяча же лет отделяла « скифов-пахарей» от возникновения тшинецкой культуры.

В VI в. до н.э. на территории украинского и белорусского По¬лесья появляется новая культура, названная милоградской. Юго-западные черты, отмечаемые в ней, позволяют предполагать смещение части населения от предгорий Карпат в лесистые области бассейна Припяти. По мнению исследователей, речь идет об упоминаемых Геродотом неврах, которые незадолго до его путешествия в Причерноморье покинули первоначальную тер¬риторию из-за нашествия змей. Обычно отмечается, что тотем змеи был у фракийцев и Геродот просто буквально воспринял рассказ о нашествии племени с таким тотемом. Культура просу¬ществовала до I — II в. н. э. и была разрушена или перекрыта племенами, возникшей во II в. до н. э.

Тесно соприкасалась милоградская культура с зарубинецкой культу¬рой. Боль¬шинство археологов Украины и Белоруссии признавали зарубинецкую культу¬ру славянской. Зарубинецкая культура зарождалась одновременно с пшеворской на юге Польши. Б.А. Рыбаков считал неслучайным, что обе культуры как бы повторяют границы тшинецкой культуры, а зарубинецкая также и промежуточную чернолесскую. Зарубинцы были вынуждены постоянно обороняться почти в то же время появившихся у границ лесостепи племен сарматов.

До сих пор по границе лесостепи на сотни километров тянутся ряды валов, называющихся с давних пор «Змиевыми» или « Трояновыми» датировали различно — от VII в. до н.э. до эпохи Владимира Святого (X в.). Но валы явно возводились для защиты именно территории зарубинецкой культуры.



Зарубинецкая культура, надежно прикрытая с юга, пала во II в. н.э. в результате нового нашествия с северо-запада готов. Зарубинцы переместились к северо-востоку и востоку на левобережье Днепра, где позднее сливаются с новой волной славянских переселенцев из Центральной Европы.

Таким образом в Среднем Поднепровье прослеживается постоянное присутствие славянского населения с XVв. до н.э. по II в. н.э..

Во II — IV вв. н.э. славяне входили в состав черняховской культуры, территорию которой ученые отождествляют с Готским государством Германариха.

Нашествие гуннов - в конце 1У в. прервало торговлю предков славян. Гунны не смогли покорить праславян, в этом им помешали Змеевые валы (земляные). Мы знаем о союзе славян с гуннами, на это указывают такие факты: когда готы (германские племена) казнили славянского вождя Божа (Буса), то гунны отомстили готам за смерть славянского вождя. Вместе с гуннами, которые двигались на запад шли отряды из славян. На это указывает и описание византийскими послами дворца гуннского правителя. Дворец этот был украшен великолепной деревянной резьбой и разбирался в мгновение и возился вслед за вождем. Выплачивая дань, в качестве союзников применяли участие в боевых действиях, но гунны не вмешивались в управление славян.

В V в. славяне составляли большинство населения Гуннской державы Аттилы. В отличие от воинственных гуннов и германцев,. поэтому они не упоминаются в письменных источниках, но в археологической культуре того времени четко прослеживаются славянские черты. После распада государства Aттилы славяне выходят на историческую арену.

Византийские и германские средневековые авторы называли славян «склавинами» (южная ветвь славян) и «антами» (восточная славянская ветвь). Славян, живших по южному бережью Балтийского моря, иногда называли «венедами» или «венетами».

Археологи обнаружили памятники материальной культуры VI — начала VII в. склавинов и антов на территории от Карпатских, на западе до Днепра и Дона на востоке идо озера Ильмень на севере. Племенные союзы восточных славян — северяне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, поляне, дреговичи, полочане и др. фактически являлись государствами, в которых существовала обособившаяся от общества, но контролировавшаяся им княжеская власть местах нынешнего своего проживания заселили восточно-славянские племена .

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.