0

РЕЧЬ

РЕЧЬ - это конкретное говорение, имеющее определенные
временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как
речевую деятельность (т.е. процесс говорения), так и речевые произвед
ения
(т.е. результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть различными.



1. В зависимости от формы выражения они делятся на:




  • устные (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного
    сообщения),

  • письменные (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие
    письменного текста).

    2. В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает
    ее, виды речевой деятельности делятся на:



  • продуктивные виды (говорение и письмо),

  • рецептивные виды (аудирование и чтение).

    3. В зависимости от количества участников виды деятельности делятся
    на:



  • монологическую речь (речь одного человека, обращенная к слушателям
    или к самому себе),

  • диалогическую речь (форма речи, при который происходит непосредственный
    обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами).


Сферы употребления устной публичной речи и её основные типы.


Устная публичная (или ораторская речь) используется для выступления
перед большим количеством людей. Например,



  • в научной сфере: лекция (научная или научно-популярная), научный
    обзор, доклад и т.д..

  • в судебной сфере: выступления прокуроров и адвокатов;

  • в социально-политической жизни: агитации, митинги, выступления парламентариев;

  • в социально-бытовой сфере: юбилейная речь, застольная, надгробная
    и т.д.;

  • в духовной сфере: проповедь.


Языковые особенности публичного высказывания.


Во время публичного выступления оратор должен соблюдать такое качество
речи, как правильность, то есть он должен соблюдать нормы современного
русского языка. Необходимо безошибочно образовывать грамматические формы,
ставить ударение, соблюдать причинно-следственные связи, избегать повторов,
точно выбирать слова для избежания недопонимания, причем все слова должны
быть одинаковой стилистической окраски, нельзя допускать в речи разговорных
слов, форм или просторечия.


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это правила речевого поведения, специфические для.определенной
нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых
обществом для вежливого общения, с собеседником.


Эти правила включают определенные слова, используемые для того, чтобы
поздороваться, попрощаться с собеседником или чтобы привлечь его внимание.
Например, в русском языке для приветствия используются такие слова, как
добрый день, добрый вечер, здравствуйте и т.д.


Речевой этикет позволяет установить с другим человек контакт в определенной
благоприятной тональности.


57. Текст и их типы


ТЕКСТ - это речевое произведение, которое является результатом речевой
деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им
используется во время речевой деятельности.


Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой
законченностью.


У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура).
Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие
в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно.
Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.


По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные
типы речи:



  • повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),

  • описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),

  • рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).


Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному коммуникативному
типу речи. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение,
и какой-нибудь тип является доминирующим.


Тексты относятся к какому-нибудь из стилей речи. В зависимости от этого
выделяют тексты:



  • разговорные (используются в разговорной речи, чаще всего существуют
    в устной форме; ха- растеризуются наличием предложений, простых по своему
    составу, и особой разговорной (а иногда и просторечной) лексикой);

  • официально-деловые (используются в официально-деловом стиле, чаще
    всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений,
    сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической
    лексикой);

  • публицистический (используются в средствах массовой информации и
    их основная цель - привлечение интереса читателей или слушателей, а
    также информирование их; существуют как в письменной, так и в устной
    форме; характеризуются живостью, разнообразием, отбор лексических средств
    происходит в зависимости от цели и содержания текста);

  • научные (используются в различных сферах науки, существуют в основном
    в письменной форме (хотя немало и устных научных выступлений); характеризуются
    достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством
    терминов),

  • художественные (могут совмещать в себе разные виды текстов в зависимости
    от целей автора)

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.