» » » » Государства раннего и развитого средневековья (VI – XIII вв).
0

Государства раннего и развитого средневековья (VI – XIII вв).

Образование Тюркского Каната.

«Когда было сотворено вверху - голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын – каган и Истеми – каган. Сев на царство они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, эпохи их государств и их языков, самый большой письменный памятник тюрков руническая надпись в честь Кюльтегина, прославленного воина из каганского рода.

В 1 тысячелетие н.э началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, здесь все более и более преобладают тюркоязыческие племена.

Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими историками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему отрубили руки и ноги), которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов убившие мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (Восточный Тянь - Шань). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах Турфана. Один из ее внуков, по имени Ашина, стал вождем нового племени и дал ему своё имя. Позднее вожди из рода Ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрок.

На Алтае тюрки – ашина были вынуждены выплачивать аварам дань железом.

Первые упоминания этноним «тюрок» относится к 542 году в китайских источниках, и в VI веке этот термин получил широкое распространение. Слово «тюрок» означало союз десяти (позднее двадцати) племён.

Наиболее крупным объединением племён, говоривших на тюркском языке, был огузский племенной союз, в китайских источниках их называют теле – тегрег, «тележники».

Тюрки - ашина в 546 году восстали против своих аварских правителей и бывшие вассалы теперь становятся соперниками аварского государства. После того, как отказался аварский Каган Анахуань отдать свою дочь за Бумына, между ними произошло сражение в 551 году. Разгромленный каган аварского государства Анахуань покончил жизнь самоубийством. Вождь тюрков Бумын в 551 году принял титул кагана и основал государство Тюркский каганат (551-603 гг). С этого момента начинается в истории Тюркская эпоха (VI –нач. XIII вв). В 552 году Бумын умер, ему наследовали Кара-Еске каган (552-553) и Мукан каган (553-572), которые довершили разгром аварского государства.

Мукан – каган, наследник Бумына и Кара – кагана, окончательно утвердил господство Тюркского в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольское племена киданей в Юго – западной Маньчжурии и киргизов на Енисее. Тюркский каганат занимал обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.

При кагане Мукане в 553 – 572 годы, тюркское государство входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай. Во главе государство стоял каган, власть его была наследственной. Власть, кагана опиралась на военную дружину. При кагане существовал совет из членов его рода. В совет также входили представители родоплеменной знати - беки. Власть кагана была неограниченной, однако он должен был считаться с волею совета.

Народ в Тюркском кагане назывался «будун», «кара - будун». Тюркская знать носила название «кок» - «голубой», или «тенгри» - небесный.

В Тюркском каганате были рабы, которые использовались только в домашних работах и при пастьбе скота.

Тюркская знать, во главе с каганом, заставляла работать на себя разорившихся и попавших к ней в зависимость общинников.

Тюркский каганат был непрочным политическим объединением: он просуществовал недолго. Борьба различных групп феодалов за власть, восстания покоренных племен и войны с Средней Азией (эфталитами) и Китаем ослабили его и в 603 году государство Тюркского каганата разделилась на два самостоятельных Восточный и Западный Тюркский каганат. Ядром Западно – Тюркского каганата (603 – 704гг) стали «десять племен» (будын) Западный Тюркский каганат занимал земли усуней от гор Каратау до Джунгарии. Ставка кагана находилась в г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летняя резиденция в Мин – булаке (близ г. Туркестана)

В Западный Тюркский каганат входили племена усуней, канглов, карлуки, тюргеши и т.д. Все эти племена были близки по языку, быту и занятием.

Основным занятием населения Тюркского и Западно - Тюркского каганата было кочевое хозяйство, но небольшая часть населения занималась земледелием.

На территории Западного каганата, особенно в Семиречье было много городов: Суяб, Тараз, Мерке, Кулан и другие. Города являлись политическими экономическими и культурными центрами.

В первой половине VIII века на территории Казахстана велась оживленная торговля. Культура Западно – Тюркского каганата в то время достигла высокого развития, существовала письменность.

Религиозные верования были различны. Тюрки поклонялись огню, воде и небу. Верховным божеством считалось небо – «тенгри», которому они приносили в жертву лошадей, быков и баранов.

Управление в Западно-Тюркском каганате было такое же, как и в Тюркском.

В результате внутренней слабости каганата, феодальных междоусобиц, а так же вторжения китайских и арабских войск в Западно-Тюркском каганате в 704 году власть перешла к тюргешам.

Тюргешский каганат (704 – 756 гг.).

После распада Западного Тюркского каганата в 704 году в Семиречье к власти пришли тюргеши, предводителем которых был Уч - Элик – каган. Он основал Тюргешский каганат (704 – 756 гг). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. В начале VIII века каган Уч – Элик делит всю территорию каганата на 20 областей (тутук). В каждой области насчитывалось до 7 тысяч хозяйств. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами за свою независимость.

После поражение тургешей в 710 году в битве с китайцами позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 году взять Самарканд. В 713 году арабы захватили Ходжент, Фергану и пытались завладеть Ташкентом, и в 715 г. проникнуть в Восточный – Туркестан, однако арабская экспансия была остановлена тургешами, и в том же году очистили от арабов Фергану, а уже в 717 году талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

После смерти пророка Мухаммеда (632 г) арабы начали священную «войну за веру», они дошли до Южного Казахстана. Одновременно здесь усиливали свои позиции китайцы. Это привело к тому, что летом 751 г. недалеко от Тараза между ними состоялась Таласское сражение. Китайцы потерпели поражение. В этой битве важную роль в разгроме китайцев сыграли племена карлуков. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из -за постоянных восстаний в покоренном Согде.

В 756 году снова возобновилась междоусобная война между кара и сары тургешами и это окончательно ослабила каганат. И в 756 году власть в Семиречье перешла к другому тюркскому племени – карлыкам.

Карлукское государство (756 – 940 гг.).

После падения власти каганов из тюргешских племен власть в Жетысу перешла к карлукам.

Карлуки – кочевые племена. Они занимали территорию между Алтаем и Балхашом. Их вожди носили титул Эльтебер, верховный правитель – джабгу, а в 840 году титул каган. Теснимые уйгурам, они переселились в Жетысу и здесь образовали Карлукский каганат (756 – 940 гг ) столица была Суяб.

В период господства в Семиречье и Южном Казахстане карлукской феодальной знати феодальные отношения продолжали развиваться. В оседлых земледельческих районах возникает феодальная собственность на землю, а в кочевых районах феодалы захватывали лучшие пастбища.

Во время Карлукского каганата в Жетысу возникают, новые города как: Баласагун, Кайлык и Эки-Огуз. Город Кайлык стал ставкой Карлукского каганата. Вокруг города росли ремесленные и торговые предместья и населения.

В конце VIII и в IX вв. в Карлукском каганате хозяйственная и культурная жизнь сделала шаг вперед. Развивались дипломатические и торговые связи с Китаем, Хорезмом, Восточно - Туркестаном и другими странами.

Развивалась торговля между кочевыми районами и земледельческими оазисами. Развитие торговли вело к росту денежного обращения. Карлукские каганы чеканили монеты со своими именами.

Благодаря успехам в хозяйственной жизни Жетысу и Южный Казахстан при карлуках значительно усилилась. Эти районы играли ведущую роль в хозяйственной и политической жизни Казахстана.

Укрепления карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане и основная часть карлыков приняли ислам в 940 г.

История карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточно - Туркестана чигилями и Ягма. В результате карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии – Караханидам, которые долгое время смогли объединить карлукские и тургешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

Кимакский каганат ( конец IX – нач. XI вв. )

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена, как кимаки и кипчаки. В ІХ веке здесь образовалось государство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселились сюда из Центральной Азии. Кимакским государством правил джабгу, который с конца ІХ века принял титул кагана. Государство кимаков имело ставку в Кимаки на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов огузов, карлуков.

Кимакская держава была могучественным государством. Однако уже в конце ІХ-начале Х века стали появляться признаки её упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х века Кимакское государство перестало существовать, власть на её территории перешла к кыпчакскому объединению.

Огузское государство ( конец IX - нач. XI в. )

Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов1). В ІХ начале-Х веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, этот город находился на важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу.

Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином «уруки» обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в крупных племенных союзов, назывались «иль» (страна). Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», их воспитывали специальные опекуны-«атабеки» (назначали). Жены правителей носили титул «хатун» и играли важную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военоначальники. Главнокомандующий войсками –
«сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались из могущественных родов (торе). Власть верховного правителя ограничивалась советом военно-племенной аристократии. В конце Х века сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 году между огузами и киевским князом Святославом был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром хазарского каганата и крупное поражение Булгарии.

Основная масса Огузов была кочевниками-скотоводами, и только небольшая часть вела оседлый и полуоседлый образ жизни. В связи с оживлением торговли в бассейне реки Сыр-Дарьи на территории огузского государства в Х веке возникли крупные города: Янгикент, Отрар, Сауран, Джент, Сыганак. Население крупных городов состояло в основном из огузов.

В середине ХІ века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кипчакской державы. Части их ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, а часть под власть караханидов.
Государство караханидов (942-1210 гг).

После распада в Х веке Карлукского каганата на территорию Восточного Туркестана, Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство - государство Караханидов (942 – 1210 гг). Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатун – Богра – хана (915 – 955 гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства караханидов. В государстве караханидов входили такие тюркские племена как ягма, чигили, карлуки и другие.

Главную роль в государстве играли чигили и ягма. Государство было разделено на две части или на два удела. Верховный каган с титулом Арслан Карахан был правителем восточной части государства, ставка его находилась в г. Баласагуне, второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью государства, ставка находилась в г. Таразе. Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по так называемой «лестничной системе» от старшего брата к младшему.

При хане Мусы (сын Богра хана) в 960 году ислам был объявлен государственной религией.

Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению Государство Саманидов. В 992 г. каган караханидов Богра хан Харун захватил Бухару, в 996 – 999 гг его преемник Наср I овладел всем Мавернахром. Центральная власть в караханидском государстве была слабой. Государство было поделено на многочисленное уделы с неустойчивыми границами. Уделов правили члены караханидского рода – илек– ханы. Удельные правители обладали большими правами, плоть до чеканки монет со своим именем.

Государство караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.

Важнейшим социально – политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Суть в чем? Каганы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или городов налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (араб), а держатель икты назывался иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодала т.е. в собственников земли. Существовало несколько категорий икты. Наряду с иктой существовали и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство -ему принадлежали «вакфные земли», доходы с которых не облагались налогом. Наряду с указанными формами существовало мелкое крестьянство и общинное землевладение. Наиболее распространенной формой эксплуатации была издольщина. С усилением эксплуатации получает развитие институт «комендации» т.е. переход бедных крестьян под покравительство богатых земледельцев. С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией, т.е. деления на уделы обусловило рост феодальной раздробленности, усилилась междоусобица, что привело к ослаблению государства и караханиды оказались в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санужаре 1118 – 1157 годы. Вторжение каракиданей в 30-х – начало 40-х годов ХІІ века совсем ослабило государство караханидов. В1212 г. остатки государства караханидов были ликвидированы Хорезмшахом Мухаммедом II.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем, в ХI –XII веках в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и преобращалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. В Караханидском государстве были созданы значительные произведения на тюркском языке на арабской графике, такие как, «Кутадгу билиг» («Благодатные знания») Ю.Баласагуни, «Диван-и-Хикмат» («Книга мудрости») Ахмета Яссави «Диван- лугат-аттурк» («Словарь тюркских наречий») М.Кашгари. В целом эпоха Караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах жизни общества.

Каракитай (1128 – 1213 гг).

Первые сведения о каракитаях, или киданях, относятся к V в н.э. Каракитаи занимали тогда территорию Маньчжурии и Уссурийского края. Каракитаи-тунгусо-монгольского происхождения. Они в начале ХІ века вторглись в Семиречье и создали свое государство (1128-1213 гг), караханидов они подчинили себе и превратили в данников.

Глава киданей носил титул «Гурхан», что означает «хан ханов». Гурхан установил твердые налоги. Каждый двор был обложен податью по динару. Дань собирали представители гурхана-специальные сборщики дани.

Господство каракитаев принесло новые тяготы местному населению. Купцы и ремесленники также были обложены налогами, что привело к сокрашению торговли и ремесленного производства.

Новые завоеватели были чужды местному населению по языку, культуре и религии.

Феодальная знать каракитаев исповедуя буддийскую религию, проводила ограничение к исповедующим ислам, она обложила торговцев мусульман дополнительными налогами и лишила мусульманского духовенство привелигий.

Гурхан устоновил жесткую дисциплину в армии. Уделов своим близким он не давал, опосаясь усобиц. Главная ставка Гурхана находилась в г. Баласагуне.

Основным занятием каракитаев было скотоводство, рыбная ловля и охота.

К началу Х века н.э. у каракитаев в результате распада первобытнообщинного строя образовались патриархально – феодальные отношения.

Борьба народных масс Казахстан и Средней Азии против господства каракитаев и междоусобицы ослабили государство, и 1213 году оно распалось.

Кыпчакское государство (нач XI – 1224 г).

Примерно в ІХ-Х веках н.э. в степях Евразии начинается процесс выделения этнических групп из объединений племен-славянских, романо-германских, тюркских и других. Именно на этом отрезке времени, на западе сформировалось древне-русское государство. Восточнее Руси этот процесс закончился созданием государства кыпчаков.

В VІІІ веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название именовавшимися на Руси половцами или печенегами, византийских источниках команами, венгерских куманами, арабских источниках кыпчаками, а позднее в арабских источниках их стали называть мамлюками1).

В середине ХІ- начале ХІІ века окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен: 1) алтайско-сибирская; 2) казахстанско-приуральская; 3) подонская; 4) днепровская, включая крымскую подгруппу; 5) дунайская, включая балканскую подгруппу. Кроме того, отдельные группы кыпчаков известны также в Фергане, Восточном Туркестане, Кашгари.

К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое название «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кипчакам.

В начале ХІ века после падения Кимакского каганата власть на огромной территории от Иртыша до Волги перешла в руки кипчаков, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кипчакское ханство начало ХІ в 1219 г.

К середине ХІ века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречье. Восточная граница их достигалась до Иртыша, западные пределы достигали Волги, а на юге-района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся эта огромная территория называлась Кипчакской степью или «Дешт-и Кыпчак».

Расцвет Кипчакского государства.

В середине ХІ века кипчаки переходят Волгу и за короткое время подчиняют себе многочисленные западно-кангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу ХІІ века земли, занятые кипчаками, разделяются на два крупных объединения Западных и Восточных. Кипчаки, обитавшие к западу Волги, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Конфедерация разделялась на области тенских кыпчаков (Днестр). Располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена (Днестр) на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образовании стояли ханы династий Шару хана и Бонек хана.

Кипчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (ХІ в).

Власть кыпчакских ханов передавалась по наледству от отца к сыну. Династийным родом считался ель – борили, из числа которых выходили ханы. Ханской ставке называвшиеся Ордой, находилься аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом, и ханской армией. В военно – административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое – со ставкой на р. Урал на месте города Сарайчик и левое – с резиденцией в городе Сынаке. Более мощное было правое крыло. Военной организации и военно – административной системы управление придавалась исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органычными и удобными для кочевого способа существования.

Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баксаки и др. Ставка хана была в городе Сыгнаке.

Кризис кипчакских государств.

В конце ХІІ века кипчаки переживают период кризиса, воевавшие на два фронта –против каракиданей в Семиречье и Хорезма на Сырдарье, Кыпчаки были вынуждены пойти на союз с Хорезм шахом и постепенно попадают под зависимость Хорезма. В 1182 году хан кипчаков Алп-Кара-Уран направил Хорезм шаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против каракиданей. Поход, состоявшийся в 1182 году, закончился победой, и кипчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой, и в 1195 году Хорезм шах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кипчаки отступили, но составлявшие основную часть гвардии Хорезм шаха перешли на сторону кипчаков, и Кадыр-Буга победил. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и его племянником Алп-Дерек- и -налом ослабила кыпчаков и в 1200 году Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы Хорезм шаха над Кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему теченью Сырдарьи. В 1210 году он перенес столицу в Отрар и стал править от имени Хорезм шаха, приняв титул Кайыр хана.

Западные кипчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 году объединенные русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских (Днепровских) кыпчаков, а в 1185 году хан тенских (Днестр) кипчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кипчаков и поживиться за счёт военной добычи, но его поход в 1185 году закончился полным разгромом русских войск на реке Каяле, что было описано в «Слове о полку Игорове». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кипчаки во главе с Казак ханом. В начале ХІІІ века часть кыпчаков во главе с ханами принимает христианство. Узеуский хан (Кобек) при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка-Юрия Кончаковича (хан тенских кыпчаков Кунашык.). После смерти Кунашыка власть над тенскими кипчаками переходят хану Катону.

Русские князья не только воевали с кипчаками и было время, когда они совместно выступали против общего врага. Например, общеизвестно, что в первую битву с монгольскими ордами в 1223 году на реке Калке русские князья выступили в союзе с половецким (кыпчакским) ханом Катоном.

Основным занятием кипчаков было кочевое скотоводство. Они разводили верблюдов, овец, лошадей и рогатый скот. Они имели торговые связи и политические связи с русскими князьями в ХІІ - ХІІІ вв.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях распологался ряд крупных городов: Сыганак, Джент, Барчынлыкент, Канлыкент, Саксин, Таматархан (Тмутаракань), Шарухан-недалеко от современного Харькова, так же Ясы, Отрар,Ургенч и крымских городов.

Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Болгария, Китай, Византия, Грузия, Хорезм в эпоху средневековья. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида ІV и его преемников. Кыпчак Шамсад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые времена Византийской империи времена начала ХІ века, когда её существованию угрожали тюрки сельджуки с востока, а печенеги с севера вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему помощь разгромив печенегов. Кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Таким образом, Кыпчакское ханство было в XI – XII вв. сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

Кереиты и найманы ( XII – нач. XIII в.в ).

В XII веке конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи и меркитами) представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен вполне возможно, что они имели смешанный этнически состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших союз племен «секиз - огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII веке племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием (XII – нач.XIII вв.) раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты – родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце ХII начале ХIII веков часть найманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, обосновавшие на Алтае в Восточном Казахстане, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которые правили ханы. В 1211 года глава найманов Кучлук хан покорил каракитаев и установил свою власть в Семиречье.

Таким образом, период VI – XIII вв. имеет огромное значение для истории казахского народа. Проказахские и другие тюркские племена впервые выходят на историческую арену под собственными именами, идет активный процесс образования современных языков и этносов. Часть населения Казахстана принимает мировые религиозные системы – ислам, христианство, буддизм. Впервые тюркский язык перелагается на арабскую графику, и появляются крупные литературные произведения на языках народов Казахстана. В этот период были заложены основы, которые определяли всю последующую историю нашей республики.

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.