» » » » Казахское ханство в первой четверти XVІІІ века.
0

Казахское ханство в первой четверти XVІІІ века.

Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар.

Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Прежитки патриархальщены пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов.

Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое преобретало наследственное право-сойургал. Скотоводы платили налог-зякет, делали подношение мясом-согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам-мардикар. Принемали на постой войска-каналга, а также знатных людей-жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск-тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек-белая кость, к ней относились только чингизиды-потомки Чингисхана и ходжи-потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек-черной кости.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы»

Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юредически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.

Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.

В конце XVII- начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе- (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе- Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс.

Так начался процесс распада казахского ханства.

Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с северо-сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств.

Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: « Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов,отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами.».

В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе.

Стратегическая цель джунгарских правителей была - подчинение огромных просторов Казахстана.

Итак, отсутствие устойчевых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения.
Джунгарское ханство(1635-1758).

Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть терр. современного Северо-Западного Китая). В период Монгольсокй империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (зуунгар; отсюда-Джунгария, джунгары).Сложилось ханство в 1635 году в результате объединения ойратских княжеств правители Чоросского княжества Хара-Хулой и его сыном Батуром хунтайши.

При Батуре хунтайши (правил в 1635—1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил т.н. Монголо-ойратские законы (« Цааджийн-би-чиг» - «Степное уложение»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая), и демонстрирующие их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.

Усиление Джунгарской агрессии.

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским».

При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697 гг.) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий.

Походы джунгарских войск 1711,1715,1717,1718,1719 гг. показали пагубность родоплеменных распрей, внутри феодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы.

Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов было созвано Тауке ханом курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тамма Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. Это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.

Годы Великого бедствия.

В 1722 году после смерит цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как « Годы Великого бедствия».

В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан иТашкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.

Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин,женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.

Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным госудаством. Внутри политическое положение ханства в конце XVII- начале XVIIIвв. было сложным. Реформы Аз Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского сейма 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент снова брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопративление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия.
Булантинское сражение.

Поражение 1723 года не сломило казахский народ,в обществе стало наростать сопративление против агрессора. Судьба казахского народа могла быть еще трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать завоевателя. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей - Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Саурыка, Жаныбека, Малайсары, Утегена и многих других. В отражении Джунгарской агрессии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам.

В 1726 году в местности Ордабасы (Юго-западнее Чимкента) состоялась историческое собрание представителей всех трех жузов. Которые приняли решение о необходимости объединения всех казахов и организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир-хан, который способствовал консолидации антиджунгарских сил в казахском обществе.

После этого собрания ополчения 3-х жузов соединились и в 1726 (1728) году нанесли джунгарским войскам на берегу небольшой речки Буланты к западу от реки Сарысу первое за всю войну серьезное поражение. Местность, где произошло это сражение, получила название «Калмак-кырылган» - «Место, где были истреблены калмыки».

Историческое значение булантинского сражения.

Казахское войско с 60 тыс. чел. нанесло поражение джунгарским силам. Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Казахское ополчение перехватило инициативу и перешло в контрнаступление.

Аныракайская битва.

Выдающимся событием в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских агрессоров стала Аныракайская битва. Она произошла весной 1730 года в местности Аныракай в 120 верстах на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш у озера Алаколь, известное у казахов под названием «ит ишпес Алаколь» ( озеро Алаколь, воду которого не станет пить собака, т.е. плохая-горько-соленая).Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров. Вот как его описывает Шакарим Кудайберды-улы: « Придя на поле брани, Сабалак (прозвище Аблая) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга, а посередине перед войсками один лишь сын джунгарского хунтайши, зять самого Галдана Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абильмансур (имя Аблая), спросив разрешения у хана выйти на поединок и получив его благословения, разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских войнов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай».

В Аныракайской битве, театр военных действий которой занимал около 200 километров, казахи одержали победу.

Это место получило название «Место стонов и рыданий врага». Однако закрепить успех победы в Анракайской битве казахам помешали разногласия между Абулхаиром, Абулмамбетом и Семеке. Причиной разногласия стала внезапный смерть Болат хана, и возник спор, кому же быть старшим ханом трех жузов. Обиженный, что ему не достался трон ханства, главнокомандующий объединенными силами казахов Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана.

Хан Среднего жуза Семеке тоже покинул район сражения. Это свело на нет успех Анракайской победы казахов. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов, оставшийся один на один с джунгарами Жолбарыс хан был вынужден пойти на позорное перемирие. Тем самым, был нанесен непоправимый удар общему делу окончательного освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей. Последствия Джунгарского вторжения в Казахстан были трагическими. Опустели города, пришли в упадок торговля и ремесла. Оказались нарушенными традиционные циклы и маршруты перекочевок, деформирована структура экономических связей между кочевыми скотоводческими районами Казахстана и земледельческими, ремесленными центрами Средней Азии.

На некоторые время часть населения Старшего жуза оказалась в зависимости от джунгарских феодалов, что еще больше ослабило экономические и политические связи казахских жузов,усилило процесс политической раздолбленности в Казахстане. Были нарушены этнические границы, вызванные перемещениями племен и народов, что резко осложнило международные отношения в этом регионе Азии.

В то же время, пусть и незавершенная (не окончательная) победа над столь грозным противником, как джунгары, пробудила в казахско народе чувство национальной гордости, значимости, единства.

Историческое значение аныракайской битвы:

Крупная победа казахского ополчения над джунгарами; Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия,выступили единым фронтом; Потерпевшие джунгары отступили вдоль реки Или на восток; Освобождены большей части Младшего и Среднего жузов; Показало значимость объединения трех жузов.

Вывод по данной теме.

Общенародная освободительная борьба, достигнув значительных успехов, вследствии ставших традиционными разногласий, оказалось ослабленной, хотя усилием народных масс сохранялось территориальная целостность государства. Однако угроза джунгар оставалась.

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.