» » » » Казахстан с 1946 по 1991 год.
0

Казахстан с 1946 по 1991 год.

Переход на мирные рельсы.



Перестройка народного хозяйства на мирный лад и его послевоенное развитие были сопряжены с неимоверными трудностями внутреннего порядка. Была уничтожена треть богатства страны: разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, огромное количество заводов, фабрик, шахт, тысячи километров железных дорог и т.п. Человеческие жертвы исчислялись миллионами – по последним данным, погибло около 30 млн. советских граждан. Не хватало рабочей силы, техники, жилья, продуктов питания. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства требовало мобилизации всех сил советского народа.



В выполнении общей для всей страны задачи восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства особое место занимал Казахстан. В силу того, что на территории Казахстана размещались эвакуированные заводы и фабрики, строились новые и расширялись существовавшие предприятия, промышленность Казахстана за годы войны значительно превзошла довоенный уровень.



Но последствия войны были тяжелыми и для экономики Казахстана. Сократилось производство многих видов промышленной продукции, особенно предметов широкого потребления. Сильно обострилась проблема трудовых ресурсов. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве остро не хватало рабочих рук. Это объяснялось рядом причин. Большинство специалистов, эвакуированных в Казахстан во время войны, возвратились в родные места. Немало казахстанцев полегло на фронтах и не вернулись с войны. Невысокой в целом была профессиональная квалификация рабочих заводов и фабрик. Для ликвидации нехватки рабочей силы и пополнения рядов рабочего класса, в республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Материально-техническая база сельского хозяйства была основательно подорвана. Намного снизилась урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства.



Несмотря на эти трудности, трудящиеся Казахстана продолжали оказывать бескорыстную помощь в восстановлении и развитии народного хозяйства пострадавшим от фашистской оккупации районам страны. Из Казахстана шли эшелоны, груженные лесом, углем, металлом, машинами, оборудованием, и инструментами, зерном и другой продукцией промышленности и сельского хозяйства. Казахстанцы участвовали в восстановлении народного хозяйства Ленинграда, Сталинграда, Брянска, Курской, Орловской областей, Подмосковья, Северного Кавказа и многих других пострадавших городов и районов страны. Казахстан шефствовал над 12 городами и 45 районами страны. В освобожденные районы Украины, Белоруссии и других республик выехало 20 тыс. железнодорожников, много шахтеров, машиностроителей, металлургов1).



При переводе народного хозяйства на мирные рельсы сотни предприятий, работавшие на нужды войны, перестраивались на выпуск мирной продукции. При этом преимущество отдавалось ускоренному развитию тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение, а также химической и легкой промышленности. Велась подготовка и переподготовка рабочих, производилось перераспределение рабочей силы. Вынужденная мера – трудовая мобилизация граждан для работы в промышленности и строительстве, применявшаяся в годы войны, была заменена организованным набором. За счет демобилизации значительной части Вооруженных Сил СССР за 1945 г. в Казахстан прибыло 104 тыс. уволенных в запас солдат и офицеров, а к 1 января 1947 г. – 188,2 тыс. человек. В промышленности был восстановлен 8 – часовой рабочий день, отменены массовые сверхурочные работы и работа в выходные дни. Рабочим и служащим предоставлялись оплачиваемые трудовые отпуска.



Было отменено чрезвычайное военное положение, упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления народным хозяйством вновь сосредоточились в Совете Народных Комиссаров СССР. В 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, СНК Каз ССР - в Совет Министров Казахской ССР, а народные комиссариаты – соответственно в министерства 1).



Трудящиеся Казахстана, преодолев все трудности и уже в 1946 г. в основном завершили переход народного хозяйства на мирные рельсы.



Послевоенная пятилетка.



Программа послевоенного развития страны была определена «Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг», утвержденным в марте 1946 года первой сессией Верховного Совета СССР. Перед советским народом была поставлена задача: «…, восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах 2).



В соответствии с Законом о пятилетнем плане СССР был разработан и принят ІХ сессией Верховного Совета Казахской ССР 24 июля 1946 г. пятилетний план послевоенного развития народного хозяйства Казахстана на 1946-1950 гг.



Капитальные вложения в народное хозяйство республики на пятилетие предусматривались в объеме 8,8 млрд. Рублей (в старом масштабе цен). По производству промышленной продукции к концу четвертой пятилетки Казахстан должен был превысить уровень 1940 года в 2,2 раза. В Законе указывалось на необходимость завершить к концу 1946 года послевоенную перестройку народного хозяйства.



Основные задачи 4-ой пятилетки.



1. Развитие тяжелой промышленности республики.

2. Прокладка новых железнодорожных линий.

3. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

4. Повышение культурного уровня материального благосостояния населения.



Успехи промышленного развития Казахстана в 1946-1950 гг.



В результате выполнения пятилетнего плана в республике было налажено производство стального проката, цемента, искусственного волокна, суперфосфата, оборудования для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности, выпуск кузнечно-прессового и станочного оборудования, сельскохозяйственных машин.



Большое развитие получила черная металлургия – на металлургическом заводе в Темиртау были введены в действие три прокатных стана и две мартеновские печи, на Актюбинском заводе ферросплавов – третья очередь предприятия.



Большое внимание уделялось развитию цветной металлургии. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна. Были продолжены работы по увеличению мощности Балхашского медеплавильного завода. Воздвигался комплекс объектов крупнейшего медеплавильного комбината в Джезказгане, готовилась к пуску вторая очередь Текелийского свинцово-цинкового комбината. Реконструировались и расширялись Чимкентский, Лениногорский свинцовые заводы.



Вводилась в строй новые нефтепромыслы. Включение в производство промыслов Мунайлы, Эмбенского бассейна и других позволило в 1950 году увеличить добычу нефти по сравнению с довоенным периодом на 52% 3).



В 1950 году производство электроэнергии возросло против 1945 г. в 2,3 раза. Вступили в действие первая очередь Усть-Каменогорской ТЭЦ, ГЭС №6, №7, №8 Алма-Атинского каскада гидроэлектростанций, Тишинская ГЭС, Кульсаринская ЦЭС и др. Продолжено сооружение крупнейшей в республике Усть-Каменогорской ГЭС, Джезказганской ТЭЦ. Возводились высоковольтные линии электропередач. Дали ток сотни сельских электростанций.



Завершилось строительство действовавшего и ранее завода «Казахсельмаш» в Акмолинске, авторемонтного завода в Караганде. К концу пятилетки объем валовой продукции машиностроения Казахстана увеличился по сравнению с началом ее в 2 раза .



Были сданы в эксплуатацию первые очереди горно-химического комбината «Каратау», Джамбулского суперфосфатного завода. Кустанайский завод искусственного волокна выдал первые тонны продукции. На



Карагандинском заводе синтетического каучука были введены в строй два цеха, расширялся Актюбинский химический завод.



В эти годы развивались легкая и пищевая промышленность. Стали давать продукцию дубильно-экстратный завод в Семипалатиснке, швейная фабрика «Комсомолка» в Петропавловске, завершилось строительство кожевенных заводов в Жамбуле, Кзыл-Орде, Павлодаре. В Чимкенте строился хлопчатобумажный комбинат. К концу пятилетки в легкой промышленности республики насчитывалось 65 предприятий 1). Благодаря героическому труду советского народа план четвертой пятилетки в области промышленности в СССР был выполнен досрочно – за четыре года и три месяца.



За четвертую пятилетку было освоено капитальных вложений в народное хозяйство республики в два раза больше по сравнению с периодом войны. По объему капитальных вложений Казахстан занимал третье место в стране. За пятилетие объем промышленного производства республики возрос в 1,69 раза 2). В итоге в эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база.



Развитие транспорта и связи.



В 1946 – 1950 годы расширилась транспортная сеть республики. В 1950 году завершилась укладка полотна Моинты-Чу протяженностью 438 км. С севера на юг прокладывался участок Транс-Казахстанской магистрали Петропавловск-Кокчетав-Акмолинск-Караганда – Моинты – Чу. Строилась железная дорога Акмолинск-Павлодар. Началось движение на железнодорожной линии Джамбул-Чулактау. Протяженность железных дорог в 1950 г. составила 8407 км против 6581 км в 1940 году. Перевозка грузов по железной дороге увеличилась в 1950 году вдвое по сравнению с 1945 годом 3). Начался переход на более выгодную тепловозную тягу.



Расширилась сеть автомобильных дорог. В 1950 году грузооборот автомобильного транспорта возрос против 1940 года в 1,9 раз 4). Автобусы курсировали на пассажирских трассах 21 города республики.



Развивались воздушный и речной транспорт. В годы пятилетки значительно увеличилась перевозка грузов и пассажиров на самолетах. Большую помощь гражданская авиация оказывала сельскому хозяйству. Речным транспортом только в последнем году пятилетки было перевезено 119 тыс. человек.



В эти же годы были телефонизированы все районные центры. Большинство совхозов, аульных и сельских Советов получило телефонную связь с районными центрами. К весне 1949 года стала функционировать автоматическая телефонная станция в Алматы, связавшие столицу с 56 городами страны 5).



Рост рабочего класса. В успешном выполнении намеченных пятилетним планом больших объемов работ решающую роль сыграли люди, квалифицированные кадры, рабочий класс республики. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих. Если в 1945 г. численность рабочих и служащих в народном хозяйстве составила 1044 тыс. человек, в том числе в промышленности – 304 тыс., то в 1950 г. – соответственно 1403,3 и 366 тыс. 6).



Наиболее отличившиеся из рабочих были удастоены высоких трудовых наград. Знатные шахтеры: Т.Кузембаев, Ж.Абдрахманов, П. Акулов и другие были удостоены звания Героя Социалистического труда.



Состояние сельского хозяйства.



Первый послевоенный год был для сельского хозяйства страны трудным. Засуха 1946 года тяжело отразилась на сельском хозяйстве пострадавших от войны районов. В связи с этим еще больше возросла роль восточных районов, в том числе Казахстана, в обеспечении страны хлебом и мясом. Несмотря на то, что не хватало рабочей силы, что большая часть сельскохозяйственных машин вышла из строя в годы войны, а поступление новых машин было незначительно, несмотря на все это, труженики сельского хозяйства успешно выполняли свои обязательства перед государством.



Вместе с тем первый год после военной пятилетки показал, что в организации колхозного и совхозного производства республики имелось немало недостатков и перегибов, крайне низкой оставалась культура земледелия, неудовлетворительно развивалось общественное животноводство.



В республике, как и по всей стране, была проведена проверка закона колхозной жизни – Устава сельскохозяйственной артели, правильности распределения доходов и оплаты труда колхозников. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах»1) осудило нарушения Устава и определило конкретные меры по их ликвидации.



На основе принятого постановления:



1) Значительно сокращен административно-хозяйственный персонал;

2) К началу 1949 года колхозам Казахстана была возвращена задолжность различных организаций на сумму 214 млн. рублей, около 540 тыс. га незаконно отторгнутых от них земель;

3) На 16% расширились площади орошаемых земель;

4) для резкого улучшения материально-технического оснащения сельского хозяйства государство ввело дополнительные ассигнования;

5) За перевыполнение плановых заданий по урожайности, по продуктивности скота вводилась дополнительная оплата;

6) Стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства;

7) Большую помощь в технике получили машино - тракторные станции (МТС), которым было трудно обслуживать колхозы и сохозы. Усилившись к концу 4-ой пятилетки, МТС республики обслужили 95% колхозов против 76% в 1946 году.



В целях повышения производства, в сельском хозяйстве было проведено укрепнение колхозов путем слияния мелких и маломощных. Это принесло сокращение количества колхозов с 1945 по 1952 год более чем в три раза, их стало 2047. Увеличилось поголовье скота, на 16% расширились посевные площади орошаемых земель. Велось строительство Кзыл-Ординской плотины на Сырдарье, новых оросительных каналов в голодной степи. Началось строительство Терс-Ащибулакского водохранилища, реконструкция ряда оросительных систем и использованием современной техники.



Однако сельское хозяйство республики, как и всей страны, еще не удовлетворяло быстро растущих потребностей народа в продовольствии, а промышленности – в сырье. Но при всех трудностях и недостатках в целом сельские труженики Казахстана достойно завершили первую послевоенную пятилетку и внесли свой вклад в повышение жизненного уровня советских людей.



Социальное положение трудящихся. Вторая половина 40-х – начало 50-х годов были весьма трудным временем для граждан СССР. С другой стороны, люди старшего поколения вспоминают этот период и именует его «золотым веком».



В этот период из года в год возрастали расходы государства на социально-культурные мероприятия. Затраты на эти цели только по государственному бюджету Казахской ССР выросли с 441,4 млн. руб. в годы войны до 930,5 млн. руб.2) в четвертой пятилетке или более чем в два раза.



В повышении жизненного уровня народа важную роль сыграли проведение в декабре 1947 года денежной формы реформы и отмена карточной системы, нормированного снабжения продовольственными товарами и промышленными товарами.



С 16 декабря 1947 года отменялась карточная система. При этом на 10-12% снижались цены на основные виды продуктов – хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. Особо ощутимым было снижение цен в 1950 году: цены на хлебные изделия и муку снизились от 21 до 30 %, на мясо и мясные продукты – от 24 до 35%, на промышленные товары – от 10 до 25%. В целом за годы 4-ой пятилетки снижение цен продолжилось трижды.



Наряду с укреплением покупательной способности рубля проводилось повышение заработной платы трудящихся. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в СССР возросла за пятилетие с 48,1 руб. в 1946 году до 64,2 руб. в 1950 году против 33,1 руб. в 1940 году 1).



В результате роста общественного хозяйства значительно окрепли колхозы, увеличились доходы колхозников. Но уровень жизни на селе по сравнению с городами был все еще низким. В начале 50-х годов колхозник в среднем получал 16,4 рубля в месяц, то есть в 4 раза меньше чем получали за свой труд рабочий или служащий.



В 1940 году расходы государства на социальное обеспечение составили 4,5 млн. руб., а в 1950 году – 16,8 млн. руб. 2). За счет социального страхования и социального обеспечения получали пенсии инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших, назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности, получали пособия многодетные и одинокие матери и др.



За счет социального страхования обеспечивалась бесплатная медицинская помощь населению, бесплатное обучение и стипендии учащимся, бесплатные или на льготных условиях путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря. Из общественных фондов трудящиеся получали единовременные пособия и другую материальную помощь. Но государственное пенсионное обеспечение еще не распространялась на колхозников.



В эти годы были ликвидированы сверхурочные работы, восстановлены оплачиваемые отпуска. За счет капиталовложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения.



Таким образом, социальное положение трудящихся к концу четвертой пятилетки было выше, чем в довоенные годы.



Образование.



В годы войны в Казахской ССР, как и по всей стране, было временно приостановлено осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения на селе и десятилетнего в городе, значительно снизился охват детей школой. Несмотря на серьезные материальные затруднения государство выделяло крупные ассигнования на школьное образование. Если в 1946 году на эти цели было отпущено 85,6 млн. рублей, то в 1950- 146,5 млн. рублей 3). Кроме того, в Казахстане, как и по всей стране, организовались воскресники по оказанию помощи школам, созданию фонда всеобуча, а также фондов помощи сиротам и нуждающимся детям. В редконаселенных районах была создана сеть интернатных учреждений, и в них к 1953 году училось около 40 тыс. детей.



Правительством республики на рубеже 50-х годов принимались меры по всеобщему обучению, а в областных и крупных промышленных центрах – десятилетнему.



В целом, к 1950 году в республике функционировали 3088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в 1 млн. 439 тыс. 4).



Для обучения молодежи без отрыва от производства создавались вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи. За пять лет среднее образование в них получило 2500 человек. К концу пятилетки в республике было уже 363 таких школы, где обучалось 35 тыс. молодежи. Но и они не смогли охватить всех желающих учиться, кроме того, не хватало помещений, специальных учебников, программ и учителей 5).



В целом школьное дело в республике сделало шаг вперед: увеличилась численность и повысился профессиональный уровень учительских кадров, укреплялась учебно-материальная база школ. В 1949 году была повышена заработная плата учителей, увеличена пенсия за выслугу лет. В 1947 году образовано казахское учебно-педагогическое издательство.



С окончанием войны из Казахстана был эвакуирован ряд вузов и техникумов Москвы, Ленинграда и других городов. Уехала и большая группа преподавателей и профессоров. Поэтому положение с профессорско-преподавательским составом в вузах и техникумах республики было довольно трудным.



ЦК ВКП(б) и Советское государство в ноябре 1947 года приняли постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР». Республике выделялись дополнительные средства на строительство школ и других учебных заведений, приобретение учебного оборудования и инвентаря; в Казахстан направлялись квалифицированные преподаватели вузов, в центральных институтах и университетах увеличилось число мест в аспирантуре для преподавателей из Казахстана. Широкие возможности предоставляли молодежи для учебы в вузах и техникумах Москвы, Ленинграда и других городов страны. Особое внимание уделялось подготовке специалистов высшей и средней квалификации из числа казахов, уйгуров, дунган. Все это дало возможность за годы четвертой пятилетки в Казахстане подготовить 60 тыс. специалистов высшей и средней квалификации, в том числе более 18 тыс. казахов 1).



Наука.



Крупным событием в культурной жизни республики явилось учреждение в июне 1946 г. Академии наук Казахской ССР на базе Казахского филиала АК СССР. Большую помощь в становлении современной науки в республике сыграли видные ученые Москвы и Ленинграда – академики С.И. Вавилов, И.П.Бардин, А.М.Панкратова, М.В.Нечкина и другие.



Первым Президентом Академии КазССР был избран Каныш Имантаевич Сатпаев – видный ученый и талантливый организатор.



К концу 1950 года в системе Академии наук Казахской ССР действовало уже 50 научно-исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, 2 музея, обсерватория, 3 ботанических сада и 8 научных баз. В АН Казахской ССР обучалось около 500 аспирантов 2).



Успехи казахстанских ученых были высоко оценены Советским правительством. В 1946 году Государственные премии СССР были присуждены члену-корреспонденту АН Каз ССР В.А. Бальмонту за выведение новой породы овец «казахская тонкорунная», кандидату технических наук Е.В.Сноповой за открытие и освоение новых месторождений ванадиевых руд в Казахстане, в 1948 – академику АН Каз ССР Н.В. Павлову за работу «Растительное сырье Казахстана», кандидатом геолого-минералогических наук Г.Ц. Медоеву и Г.Л. Кушеву за участие в выявлении угольных богатств Карагандинского бассейна. В 1951 году лауреатами Государственной премии СССР стали академик АН Каз СССР И.Г.Галузо за труд «Кровососущие клещи Казахстана» и группа генетиков республики А.И.Жандеркин, А.И.Исенжулов и другие за создание и совершенствование новой породы овец «казахский архаромеринос». За 1946-1949 гг. научно- исследовательскими учреждениями АН Каз ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 предложений и исследований. Всего в республике к концу пятилетки насчитывалось около 140 научно-исследовательских учреждений, в них работало 1600 научных работников, в том числе 105 докторов наук, профессоров (из них 20 казахов), 815 кандидатов наук, доцентов (из них 179 казахов) 3). Но в эти годы еще почти не было высококвалифицированных специалистов по таким отраслям науки, как геология нефти, организация сельскохозяйственного производства и др.



Литература.



В рассматриваемый период, определенный успех в развитии достигла и литература. В 1947 году закончил вторую книгу романа – эпопеи «Абай» М.Ауэзов, а в 1949 году ему была присуждена Государственная премия СССР. В то время появились такие яркие произведения казахской литературы, как «Сырдарья» С.Муканова, «Миллионер» Г.Мустафина, а также романы И.Шухова, произведения Т.Жарокова и других писателей.



Вместе с тем, на послевоенные годы приходится новый виток репрессивной политики в отношении интеллигенции. В Ленинграде и Москве были сфабрикованы так называемые «ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане возникло «дело Бекмаханова». Е.Бекмаханов был талантливым историком. В годы войны в составе коллектива ученых, куда входили известные историки А.П.Кучкин, А.М.Панкратова, М.В. Нечкина, Б.Д.Греков, Н.М.Дружинин и др., он работал над «Историей Казахской ССР», которая опубликована в 1943 году. В 1947 году Е.Бекмаханов подготовил монографию «Казахстан в 20-40-е годы XІX века». Взгляды ученого были объявлены националистическими и политически вредными. 4 декабря 1952 года Е.Бекмаханов был осужден на 25 лет и лишь после смерти И Сталина, весной 1954 года, он вернулся в Казахстан. Политическим обвинениям подверглись ученые А.Жубанов, Х.Жумалиев, Б.Сулейменов, писатель Ю.О.Домбровский и др. Выдающиеся ученые К.И.Сатпаев и М.О.Ауезов из-за гонений были вынуждены уехать из Казахстана в Москву.



29 августа 1949 года было произведено первое испытание ядерного заряда на



Семипалатинском полигоне. До 1964 года они проводились в атмосфере, всего в открытой атмосфере было произведено 113 взрывов. Начиная с 1964 года они стали проводиться под землей.



В 40- начале 50-х гг. целый ряд ученых – обществоведов, биологов, медиков и геологов, обвиненных в «безродном космополитизме», были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.
Смерть И.В.Сталина и борьба наследников за власть.



Начало 50-х гг. нашего столетия ознаменовалось попытками реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики. Тем не менее основы советского строя и экономической «машины» остались без изменения, что в конце концов, привело к стагнации 1) и кризису всей системы.



5 марта 1953 года на 74-м году жизни умер В.И.Сталин. Смерть человека, который 30 лет стоял на вершине власти огромного государства, подвела черту под сложным, неоднозначным, героическим и в значительной степени кровавым периодом истории советского общества. В 1959 году вспоминания своего фронтового товарища и политического противника, У.Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который «взял Россию» лапотной, а оставил ее с ядерным оружием. Со смертью Сталина закончилась целая эпоха в жизни страны.



Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 года и прошла несколько этапов.



На первом из них (март – июнь 1953 г) ключевые позиции в руководстве страны заняли новый председатель Совмина Г.Маленков и Л.Берия, назначенный главой объединенного МВД. В этот короткий отрезок времени началась первая компания по осуждению культа личности Сталина.



С лета 1953 года по февраль 1955 года борьба за власть вступает во второй этап, когда на вершине власти оказались Г.Маленков и Н.Хрущев (избранный в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК, но по-прежнему так и не занимавший государственных постов). Этот период характеризуется неуклонным усилением позиций Хрущева и ослаблением роли Маленкова.



На третьем этапе (с февраля 1955 г. по март 1958 г.) Хрущеву пришлось (правда, уже с позиций силы) вести борьбу за власть «с объединенной оппозицией» в лице Маленкова, Молотова, Кагановича и др., которые летом 1957 года приняли решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Хрущева министром сельского хозяйства. Однако Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, который согласно уставу КПСС, один мог решить этот вопрос. На пленуме 1957 года (состав которого Хрущев еще ранее сформировал из поддерживавших его людей) «оппозиционеры» были объявлены «антипартийной группой» и лишены своих постов (Маленков был назначен директором электростанции, Молотов – послан в Монголию, Каганович- директором горно-обогатительного комбината).



В октябре 1957 года был лишен своих постов член Президиума ЦК и снят с должности министр обороны маршал Г.К.Жуков и осужден за «авантюризм». Получив во время июньского Пленума поддержку со стороны Жукова, Хрущев вынужден был не допустить усиление влияния последнего в армии и стране. Хрущев испытывал от этого постоянный дискомфорт и искал только повода, чтобы сместить Жукова.



В марте 1958 года при формировании нового состава правительства с поста его главы был снят Н.Булганин, поддержавший оппозицию летом 1957 года. Председателем Совета Министров был избран Хрущев, сохранивший также пост Первого секретаря ЦК КПСС. Это означало не только его полную победу в борьбе за власть, но и отказ от коллегиальности в руководстве, возврат к сталинской практике единоличного управления.



Экономика.



С лета 1953 года руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как «реформы Хрущева», состояла в том, что они были начаты с сельского хозяйства, возродили экономические методы руководства и получили широкую поддержку масс.



Реформы не были подкреплены последовательной демократизацией политической системы.



Это стало главной причиной их поражения. Сломав сложившуюся в 1930-е годы командно-репрессивную систему правления, реформаторы сохранили ее основу – командно- административную систему. Она порождала безответственный волюнтаризм в принятии решений. Поэтому уже через 5-6 лет многие реформы были свернуты.



Новый курс внутренней политики СССР был провозглашен в августе 1953 года на V сессии Верховного Совета Союза. Глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к нуждам народа, его благосостоянию. Новый курс предполагалось обеспечить через ускоренное развитие сельского хозяйства и производство предметов потребления.



Сельское хозяйство.



Реформы были начаты с сельского хозяйства. Ему был посвящен доклад Н.С. Хрущева на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК. В основе доклада лежал спорный тезис о том, что в СССР созданы предпосылки для одновременного и ускоренного решения двух задач: развития тяжелой промышленности и сельского хозяйства. В докладе не было глубокого анализа истинного положения дел в сельском хозяйстве и постановки коренных задач по его развитию. Хрущев обещал в кратчайшие сроки, а по ряду продуктов за 2-3 года, достичь научно обоснованных норм питания. Жизнь и статистика не подтверждали обоснованность такого обещания.



Сентябрьский пленум наметил курс на интенсификацию сельского хозяйства, увеличения продукции путем повышения урожайности полей и продуктивности животноводства. Это предполагало комплексную механизацию и электрификацию сельского хозяйства на основе тракторостроения, сельхозмашиностроения, строительства, гидро- и тепловых электростанций. Курс включал в себя орошение и обводнение полей путем строительства каналов и оросительных систем, создание полезащитных полос, правильные севообороты, селекцию, семеноводство, породное районирование скота и др.



Продовольственные затруднения конца 40 – начала 50-х гг привели к поискам властями путей выхода из кризиса. Началось повышение закупочных цен на продукцию колхозов, уменьшение обязательных поставок, списывались долги колхозов, находившихся на грани разорения. Однако без коренной ломки всей экономической системы поднять сельское хозяйство было невозможно. Поэтому увеличения объема продукции было решено достигнуть путем механического расширения посевных площадей.



Освоение целинных земель.



23 февраля – 2 марта 1954 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Он рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель. Пленум определил конкретные задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа: расширить посевы зерновых культур в 1954-1955 гг. за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. га и получить в 1955 году с этих земель 1100 -1200 млн. пудов зерна, в том числе 800-900 млн. пудов товарного зерна. В стране началось массовое движение за освоение целинных земель. В 1954 году было распахано 13,4 млн. новых земель, в том числе в Казахстане 6,5 млн. га, то есть почти 50% целины земель1). К началу 1955 года площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 года началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960) было распахано 25,5 млн.га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы – бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. рублей, кредит на постройку до 20 тыс. рублей на 10 лет, до 2 тыс. рублей на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от двух до пяти лет. Всего на освоение целины в 1954 – 1959 гг. было выделено более 20 млрд. рублей.



Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 года, были достаточно благоприятными. В 1956 году в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. т зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях.



На целинные земли Казахстана и Сибири прибыли сотни тысяч новоселов, в том числе более 350 тыс. юношей и девушек. По призыву комсомола на целину ежегодно выезжали студенческие отряды. Там было создано 425 зерновых совхозов, построены склады, элеваторы, проложены дороги. За пять лет (1954-1950) было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Страна получила дополнительно десятки миллионов тонн зерна.



Но целина не решила зерновую проблему. Для этого требовалось производить зерна в расчете 1000 кг на человека в год. В 1959 году в СССР произвели немногим более 500 кг на человека.



Проблема производства зерна на корм скота и птицы (фуражного) сохранилась.



Недостатком целинной эпопеи было отсутствие севооборотов, пренебрежение правилами агротехники, посев зерна по зерну. Все это обусловило разрушение структуры почвы. К началу 60-х годов на миллионах гектар бывшей целины появилась и разрослась эрозия земли. Черные бури поднимали и уносили самый плодородный слой почвы за сотни километров. Огромные территории посевов зерна превратились в океан сорняков. Например, к 1960 году в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га почв. С начала 60-х гг. начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. т зерна на 1 млрд. долларов. Урожайность полей упала с 14 до 8 ц/га. Средняя по стране урожайность зерновых в 1961-1964 гг. составила 8,3 центнера с гектара (в 1940 г.-8,6 ц/га).



Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики – животноводства. В 1955 году пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 млн. голов (в 1928 г. – 29,7 млн. голов).



Экономические меры были дополнены увеличением государственных расходов на нужды деревни, прежде всего путем увеличения производства сельскохозяйственной техники. Для ликвидации «двоевластия» на земле (МТС и колхозы), правительство в 1958 году решило укрепить материально-техническую базу колхозного села, реорганизовав машинотракторные станции (МТС) в ремонтно-тракторные станции (РТС). 26 февраля 1958 года пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинотракторных станций». 31 марта Верховный Совет СССР решение ЦК оформил в виде закона. На основании постановления пленума и государственного закона ЦК КПСС и СМ СССР 18 апреля 1958 года приняли специальное постановление, которое определило порядок реорганизации МТС. На 1 января 1959 года 56791 колхозов приобрел 482 тыс. тракторов и 214,5 тыс. комбайнов. Это составило четыре пятых тракторного и две трети комбайнового парка, находившегося в системе МТС.



Предпринятые государством шаги укрепили сельское хозяйство, способствовали раскрепощению крестьян. Деревня стала на ноги.



Однако с конца 1950-х годов аграрная политика партии и правительства стала принимать откровенно административные формы. Материальные стимулы были вытеснены принуждением. Этот поворот прикрывался заботой о крестьянине, его досуге и благосостоянии.



В 1958 – 1959 гг. два удара правительства подорвали экономику села, сорвали процесс расширенного воспроизводства. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, не продали в рассрочку по остаточной стоимости. Ее заставили выкупать по достаточно высоким ценам в сжатые сроки, в течение года (до марта 1959 года). Всего за купленные машины колхозам надлежало уплатить 16,6 млрд. рублей. Поскольку не все смогли рассчитаться в срок, расчеты продлили еще на год. При этом РТС (государственные предприятия) стали диктовать свои цены за ремонт колхозной техники.



Второй удар был нанесен по личному подсобному хозяйству, которое в конце 50-х годов давало от 40% до 60% мясомолочной продукции, овощей, фруктов, ягод, занимая при этом менее 10% сельскохозяйственных земель. По инициативе Н.С. Хрущева начался новый поход против ЛПХ.



На декабрьском (1958 г.) пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев призвал сельских жителей и рабочих совхозов освободиться от скота, в первую очередь от коров. Он предложил продать его колхозам или государству, а взамен покупать у них мясомолочную продукцию. По его предложению пленум поручил государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам провести аналогическую работу. Итак, началось второе раскрестьянивание советских сельчан. В 30-е годы их освободили от лошади-труженицы, в начале 60-х годов – от коровы – кормилицы.



В 1958 – 1964 годы были также сокращены размеры приусадебных участков в колхозах на 12% (до 0,29 га), в совхозах – на 28% (до 0,18 га). К середине шестидесятых годов личные подсобные хозяйства деградировали до уровня начала 50-х годов. Это обострило продовольственную проблему в СССР.



1 июня 1962 года правительство приняло решение стимулировать государственное животноводство повышением в полтора раза розничных цен на мясо. Новые цены не увеличили его количество, но вызвали волнения в городах.



В 1963 году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Страна оказалась перед угрозой голода. У магазинов с ночи выстраивались длинные хлебные очереди, которые провоцировали антиправительственные настроения. Пришлось ввести закрытое рационирование продуктов: прикрепление к магазинам, списки потребителей, хлебные карточки; раскрыть закрома государственных хлебных резервов, которые сохранялись даже в годы войны; приступить к импорту зерна из Канады, США, Австралии, муки из ФРГ. На это ушли многие тонны золота из неприкосновенного золотого запаса, копившегося десятилетиями на случай войны. Хрущев объяснял этот шаг тем, что «из золота каши не сваришь».Вывоз золота составлял от 200 до 500 млн. долларов или до пятисот тонн в год. По сути, золотой запас СССР использовался для поддержки, укрепления и развития зарубежных фермерских хозяйств, в то время как хозяйства советских крестьян подверглись гонению. Импорт продолжался до 90-х годов.



Поскольку продовольственный вопрос определяет политическую и хозяйственную атмосферу в стране, продовольственный кризис 1962 – 1963 гг. стал одной из главных, если не главной причиной падения Хрущева.



Семилетний план развития экономики (1959-1965 гг.) в части сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.



Промышленность.



Более интенсивно, чем сельское хозяйство, развивалась промышленность Казахстана, однако вследствие ряда непродуманных реформ и самой организации производства весь потенциал республики не был реализован.



Отказ от системы принудительного труда, отмена суровых рабочих законов привели к неспособности командно- административной системы обеспечить быстрый промышленный рост.



В 1957 году Хрущев выступил инициатором другой крайности, и руководство страны решило провести реформы управления экономикой. Промышленные и строительные министерства ликвидировали. Их функции раздробили между советами народного хозяйства (совнархозами). Реформа управления промышленностью и строительством была одобрена февральским (1957 г.) пленумом ЦК КПСС. Вслед за этим в мае 1957 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». Этим законом было упразднено 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Страну разделили на 105 экономическо-административных районов, в каждом из которых был образован свой совет народного хозяйства.



В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и восемь региональных Советов.



Место расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 года были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым.



В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарыбайского горно-обогатительного комбинатов. Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные, как Усть-Каменогорсккий свинцово-цинковый комбинат, ряд гидроэлектростанций на Иртыше, бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 году 11,47 тыс. км. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.



В начале 60- х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту наукоемких производств.



Общественно-политическое развитие.



После смерти И.В.Сталина его место заняла группа приближенных ему – Маленков, Молотов, Берия и Хрущев. Уже в конце марта 1953 года новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних и осужденных за экономические, административные и военные правонарушения. Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х начала 50-х гг. В июле 1953 года арестован главный организатор репрессий 30-х – 50-х годов Л. Берия. Гулаг был передан из ведения МВД министерству юстиции, политическая полиция стала самостоятельной организацией – Комитетом госбезопасности (КГБ). В 1955 году была объявлена амнистия осужденным за «пособничество фашистам» во время второй мировой войны, сняты с учета и освобождены из-под административного надзора спецпереселенцы. В то же время ограничения по свободе передвижения сохранялись, политические обвинения с немцев и крымских татар не были сняты. Большая часть политзаключенных амнистирована только лишь после 1956 года после знаменитого доклада Н. Хрущева на ХХ съезде КПСС, где впервые было заявлено о существовании культа личности Сталина и массовых репрессиях. Однако либерализация политической системы была лишь частичной. Несмотря на отказ от репрессивных методов, административно-командный принцип управления сохранился и продолжал развиваться. Республики, в том числе Казахстан, продолжали оставаться под непосредственным контролем Москвы, которая назначала и смещала руководителей республики по-своему усмотрению. Так, в феврале 1954 года на VІІ съезде компартии Казахстан по решению Кремля Ж.Шаяхметов был заменен П.Пономаренко. Тогда же секретарем ЦК КП Казахстана стал Л.Брежнев, возглавивший республику в 1955-1956 гг.



В феврале 1957 года реабилитированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки, им было разрешено вернуться на родину. Началась реабилитация жертв политических репрессий, однако она носила выборочный характер и не была завершена. В 1958 году был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие «враг народа», было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невиновности.



Важнейшими внутриполитическими событиями «хрущевского периода» советской истории были ХХ и ХХІІ съезды КПСС*, июньский (1957 г.)** и октябрьский (1964 г.)*** пленумы ЦК партии.



В 1957 году Н.Хрущевым был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х – начале 60-х гг. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.



В августе 1959 года социально – экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау – одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.



Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку в 1959 году был принят семилетний план (1959-1965 гг), по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов. Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности – «советского народа» - началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшегося закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.



В 1961 году руководителем Казахстана стал Д.А.Кунаев, работающий до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации – промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилось только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства – А.Косыгин.
Экономика в 1965 – 1970 гг.



Осудив на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС волюнтаризм и субъективизм в решении всех вопросов внутренней и внешней политики, новое руководство страны первостепенное внимание уделило восстановлению дееспособности партии и партийно-государственного аппарата. 16 ноября 1964 года Пленум ЦК КПСС свернул партийную реформу 1962 года и постановил вернуться к предусмотренному уставом партии территориально- производственному принципу построения партийных организаций и их руководящих органов. В течение последующего месяца промышленные и сельские областные и краевые партийные организации были объединены. Одновременно были восстановлены единые советские органы.



В 1965 году в центре внимания стояли вопросы экономики страны. Было решено укрепить экономические отношения в обществе, поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начать стабилизацию экономики и сельского хозяйства.



24-26 марта 1965 года пленум ЦК КПСС обсудил неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Л.И.Брежнев. Он отметил ошибки в руководстве, которые подвели сельскохозяйственное производство к предкризисной черте: нарушение экономических законов и принципов материальной заинтересованности; субъективизм в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства; малые капиталовложения; необоснованные перестройки руководящих органов; многочисленные шаблонные указания сверху по агротехнике, структуре посевных площадей и другим вопросам; игнорирование знаний и опыта специалистов.



Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве, предусматривающий стимулирование труда. Пленум рекомендовал колхозам разработать новый примерный устав сельскохозяйственной артели взамен устава 1935 года. Пленум обошел молчанием вопросы развития личного подсобного хозяйства.



Стабильный долговременный план, хорошие цены, государственные кредиты – все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.



Но проблема села по-прежнему оставалась не решенной. Даже перевод ряда хозяйства в 1967 году на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести кадров привело к регулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а также приглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 году в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих. Традиционным стало применение труда учащихся и студентов на сельхозработах.



Экономическая реформа 1965 года.



Несмотря на впечатляющие успехи промышленного производства в годы семилетки, руководство страны решило реформировать и эту сферу экономики. Инициатором реформы стал Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. 27 сентября 1965 года на очередном пленуме ЦК партии он обосновал ее необходимость и наметил основные направления в докладе «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».



Серьезными недостатками в руководстве промышленностью Косыгин назвал:

1) превалирование административных методов в ущерб экономическим;

2) ограничение самостоятельности предприятий большим числом плановых показателей, слабость системы материального поощрения работников и территориальный (совнархозовский) принцип управления, который сдерживал отраслевую специализацию, отдалил науку от производства, раздробил управление.



Основными направлениями экономической реформы 1965 года («реформы Косыгина») стали: возвращение к отраслевому (министерскому) принципу управления; перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание государственного планирования с местной инициативой («встречным планированием»).



В октябре 1965 года решения сентябрьского пленума были конкретизированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». С 1966 года основной формой государственного планирования вновь становился пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам.



Число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, сокращалось до пяти. Основными стали объем реализованной (а не валовой , т.е. произведенной) продукции, размер прибыли, платежи в бюджет.



Для усиления роли прибыли в экономическом стимулировании труда правительство разрешило предприятиям создавать за счет прибыли и других собственных ресурсов поощрительные фонды. Они направлялись на развитие производства, материальное поощрение работников, социально-культурные нужды и жилищное строительство. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли «золотой».



В Казахстане в 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 промышленных предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет.



В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 года по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинского комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% - кормовых фосфатов, до 70% - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных и марганцевых руд.



Экономика в 1970-е – первой половине 1980-х гг.



Экономическое развитие СССР в 70-е – первой половине 80-х годов определялось планами трех пятилеток – 9-й (1971-1975 гг), 10-й (1976-1980 гг), 11 – й (1981-1985 гг). Оно шло в условиях резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества, ограничения экономической власти республик и местных Советов.



Промышленность.



Пятилетние планы социально-экономического развития составлялись с учетом того, что экономика Союза ССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР. Укрепление экономического могущества союзного государства было делом всех республик и велось в интересах всех республик, независимо от того, где создавались промышленные объекты.



Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 года по 1985 годы общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резино- технических изделий. Павлодасркий и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, Экибастузская и Ермаковкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбулский, Павлодар-Экибастузский.



На территории Казахстана была развернута довольно обширная инфраструктура военно- промышленного комплекса. До распада СССР в Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения, большая часть которых входила в КЭМ ПО – Корпарацию электротехнических и машиностроительных предприятий оборонного комплекса. На этих заводах производилось до 18% боевых машин пехоты и бронированных машин, 11% всех артиллерийских систем, стрелковой оружие, оборудование для ВМС, торпеды и донные авиационно-корабельные мины, пусковые установки для тактических ракет SS – 21 (по натовской терминологии), ракетные комплексы береговой обороны, бортовая аппаратура для крылатых ракет, системы управления подводных лодок, химическое и биологическое оружие и т.д.1)



И все же, если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно будет заметить ее сохранявшуюся сырьевую направленность. Сырьевая направленность экономики республики привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.



Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970 – 1975 годы среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы – 3,8, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне, в 1977 году, была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию «развитого социализма».



Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.



Сельское хозяйство.



Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году – 51%. Например, поголовье овец с 1971 года по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост почти прекратился; производство баранины в 1970 – 1985 годы сократилось на 19%, снизилась ее упитанность, в 80-е годы был широко известен так называемый «тощак», за которым выстраивались длинные очереди.



Противоречия и трудности, в том числе и бесхозяйственность, в сельском хозяйстве страны руководство пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд. долларов США. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.



К началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы которую утвердил майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.



Уровень жизни народа.



С середины 60-х годов партийно-государственное руководство во главе с Л.И.Брежневым взяло курс прежде всего на повышение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня людей. Значительные слои трудящихся обеспечили себе некоторый достаток. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках и бараках. В обыденную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства. В квартирах советских людей появились домашние библиотеки. Менялась одежда, повышалась требовательность к ней.



Однако определенное повышение уровня жизни в условиях разлагающейся командно-бюрократической экономики имело и оборотную сторону.



Главной особенностью социально-экономического развития 1970-х – середины 1980-х годов стало резкое и общее падение темпов роста. За 15 лет темпы роста национального дохода и промышленного производства упали в 2,5 раза, сельскохозяйственного производства – в 3,5 раза, реальных доходов населения – в 3 раза. Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), экономика подошла к предкризисному рубежу. ХІ пятилетка не была выполнена ни по одному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.



С конца 1982 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов попытался исправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины и широкомасштабной борьбой с «теневиками». Он превратил борьбу с хищениями в настоящую войну с «теневиками» и их покровителями. Из судебных дел начала 80-х годов в истории страны самым крупным стало «дело «Океан» - об экономических преступлениях в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. К следствию было привлечено около 12 тысяч человек. Многие ответственные работники, не дожидаясь ареста и сохраняя честь семьи, кончали жизнь самоубийством. Министр А.А.Ишков был отправлен на пенсию. За ним в октябре 1980 года последовал и Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, лично курировавший управление внешних сношений Минрыбхоза, которое организовало вывоз «левой» продукции, а также драгоценных камней и металлов за рубеж. Главой правительства стал Н.А.Тихонов.



Андропов не просто наводил порядок. Он боролся за социалистическую законность за соблюдение Конституции СССР, запрещавшей частное предпринимательство. Выиграв несколько битв, он, тем не менее, проиграл войну с преступностью. «Дела», начатые новым генсеком, не были доведены до конца: ни «океанское», ни «ростовское», ни «московское», ни «хлопковое» и т.д.



Неизлечимая болезнь стала причиной недолгого пребывания Ю.В.андропова у власти. Он умер в феврале 1984 года, успев вктивно поработать на посту Генерального секретаря менее года, с ноября 1982 гоад до августа 1983 года. С его уходом определились две крайние точки зрения на теневую экономику. Одни считали ее «криминальной нишей» реальной экономики и настаивали на продолжении беспощадной борьбы с нею, другие – образцом высокого эффективного хозяйствования, скованного узами политической системы и уголовного законодательства.



Таким образом, кризисные явления в 70-80 –е годы нарастали во всех сфера жизни.
Перестройка в СССР – основные этапы.



К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в сотоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обговления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.



В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социаль-экономического развития страны. Горбачевский период (1985 -1991 гг.) продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истрии перестройки явственно различимы четыре этапа:

1-ый этап – март 1985 – январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами – «ускорение» и «больше социализма».

2-ой этап – 1987 – 1988 гг. Лейпмотивом этого этапа стали лозунги – «больше д

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.