» » » » Казахстан на пути к независимости.
0

Казахстан на пути к независимости.

С конца 80-х годов - начало 90-х годов ярче проявились тенденции к распаду идеологической, территориальной, политической и экономической целостности СССР. Ярким проявлением данного процесса стал - Августовский переворот.



19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице- президента Г.Янаева и заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП). В состав ГКЧП вошли: Г.Янаев - вице-президент СССР, В.Павлов - премьер- министр, В.Крючков -председатель КГБ СССР, Б.Пуго – министр внутренних дел, О.Бакланов - первый председатель Совета обороны СССР, А.Тизяков — председатель Ассоциации Государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и В.Стародубцев- председатель Крестьянского союза.



20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - обращение к советскому народу. В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик - растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества (СССР), потеряли радости жизни десятки миллионов советских людей, в самом недалеком неизбежен новый виток обнищания). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д. Но, 21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся из Форса в Москву, лидеры ГКЧП были арестованы. Эти события ускорили распад СССР.



1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.



16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».



В статье1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.



Согласно главе 2 закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.



Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.



Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.



Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.



Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.
Распад СССР.



Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.



Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.



Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.



М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.



Создание СНГ.



В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.



Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.



Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.



21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.



25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного



Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.



Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:

- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;

- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;

- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;

- объявлялся открытый характер Содружества.
16 декабря 1991 года Казахстан приобрел свою истинную независимость в своей новой и новейшей истории, возникла возможность для возрождения казахской и других наций, населяющих республику, для их разностороннего развития. И перед Казахстаном первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, сформирование института гражданского общества. Предстояло осмыслить первые шаги независимости, пройденный путь, анализировать настоящее с тем, чтобы наметить курс на будущее.



Президент Н.Назарбаев в своей книге «Стратегия становления и развития Казахстана «как независимого государства» определил стратегические цели и направления становления нашего независимого государства2) в контексте новой исторической ситуации. Важнейшие принципы, высказанные в книге, затем вошли в Основной Закон (Конституцию), принятый 27 января 1993 года3). В этих и других произведениях руководитель страны уделил большое внимание вопросам претворения в жизнь общественной солидарности и гармонии, являющихся главенствующей политической ценностью для молодого независимого государства.



Политическое устройство.



Республика Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органом. Право выступить от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также парламенту республики в пределах, его конституционных полномочий.



Президент Республики Казахстан является главой государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.



По Конституции 1995 года президент республики избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. В связи с изменениями, внесенными в Конституцию в 1998 году, президент избирается сроком на 7 лет.



За годы независимости в Казахстане четырежды проходили (1991,1995, 1999, 2005 гг.) выборы президента республики.



Высшим представительным органом Казахстана является двухпалатный Парламент с верхней палатой - Сенатом и нижней -Мажилисом.



Исполнительную власть в стране осуществляет Кабинет Министров, возглавляемый Премьер - Министром. Во всей своей деятельности оно ответственно перед Президентом, который утверждает его структуру и назначает Премьер - Министра.



Контроль за соблюдением норм Конституции в стране возложен на Конституционный Совет Республики Казахстан. Он состоит из 7 членов, которые избираются на шестилетний срок.



Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам является Верховный суд республики Казахстан. Действует также Высший судебный совет, возглавляемый Президентом РК.



Функции государственного управления на местах осуществляют местные представительные (маслихаты) и исполнительные органы. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных образований. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями, которые возглавляют Акимы (главы) областей. Акимы областей назначаются Президентом по представлению Премьер - Министра.



Государственные символы Республики Казахстан. Становление Республики Казахстан как независимого государства потребовало в качестве неотложной задачи принятия государственных символов. После всенародного обсуждения сессия Верховного Совета республики в мае 1992 года утвердила новый Государственный флаг и Герб. В декабре того же года был утвержден новый текст Государственного гимна Республики Казахстан.



7 января 2006 года глава государства подписал Указ «О внесений дополнений и изменений в конституционный закон», «О государственных символах Республики Казахстан». В соответствии с ним был утвержден новый Государственный Гимн (музыка Ш. Калдаякова, слова Ж. Нажмиденова, Н. Назарбаева).



Государственный язык. В Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским используется русский язык.



В связи с провозглашением Казахстана субъектом международного права возникла необходимость принятия новой Конституции. 28 января 1993 года был принят Основной Закон - Конституция независимого Казахстана.



Конституция Республики Казахстан 1993 года осталась в истории народа, выполнив свою миссию Основного Закона переходного периода.



В своей речи на II сессии Ассамблеи народов Казахстана 30 июня 1995 года Президент Н.Назарбаев дал высокую оценку Конституции, принятой в 1993 году. Нет никаких оснований для охаивания и отвержения первой Конституции, сказал он. Необходимо выразить ей чувство благодарности, она сыграла свою роль в истории, дала возможность в начальном периоде строительства независимого государства заложить основу для формирования и развития новых отношений в политической и социально-экономической сферах, предотвратить эксцессы нестабильности общественно-политической ситуации в республике.



В то же время, Конституция, принятая в 1993 году имела свои недостатки. Вот главные недостатки той Конституции:

1) при определении прав и обязанностей граждан во многом превалируют социалистические принципы;

2) не рассмотрены проблемы землепользования и собственности, а эти вопросы являются одним из главенствующих аргументов развития рыночных отношений;

3) не расчерчен круг взаимоотношений между тремя ветвями власти;

4) в ней больше внимания уделено принципу разделения ветвей власти, а не единству их целей, что привело к усилению противоречий и противоборства между ними;

5) не проработаны порядок импичмента (оказания недоверия) Президенту и право Президента на роспуск Парламента, система полномочий Парламента и их досрочное прекращение;

6) система судов и прокурорский надзор остались на старом уровне.



В конце концов, сама Конституция была принята на Верховном Совете, который являлся также одной из ветвей власти, что позволило внести много ограничений в Основной Закон и привело к ухудшению ее содержания.



С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н.А.Назарбаева от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.



Важным событием в это время стало создание Ассамблеи народов Казахстана. Она была образована в 1995 году в Положении о ней записано, что целью Ассамблеи является выработка на основе оценки событий и прогнозов политической ситуации в республике практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества, а также оказание содействия Президенту Республики Казахстан в его деятельности как гаранту соблюдения прав и свобод граждан Казахстана независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений.



На I сессии Ассамблеи, которая состоялась в марте 1995 года, делегаты представляли 29 национальностей. На сессии с докладом «За мир и согласие в нашем общем доме» выступил Президент Н.Назарбаев. Анализируя уроки Казахстана, и отвечая на свой же вопрос: в чем главный исторический просчет прошлой системы? - он сказал: «На мой взгляд, он кроется в том, что целые народы были насильственно загнаны в прокрустово ложе тоталитарного государства. На деле это привело к сжатию пружин национального самосознания.



Значительно обострившиеся в конце 80-х годов противоречия в национальных отношениях стали итогом многолетнего роста самосознания народов. Именно эта сфера оказалась наиболее чутким барометром, отразившим всю глубину наболевших в обществе проблем, что и обусловило открытое противостояние ряда республик тоталитарной системе. На этом этапе национально-государственное неравноправие народов стало основным источником политического раскола державы. Она не смогла выдержать естественного стремления народа к достижению реального государственного суверенитета. Мы должны извлекать уроки из случившегося. Проводя национальную политику, нам нужно учитывать этнический состав населения Казахстана и процесс его сформирования, проходивший далеко не просто*.



Среди основных задач Ассамблеи были выделены следующие:

- духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана;

- сформирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважении интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике.



При этом приоритетными должны были стать поиск политических компромиссов при разрешении возникающих противоречий и проблем, экспертиза законодательных актов, затрагивающих национальные интересы.



Первый в истории государства всенародный референдум состоялся 29 апреля 1995 года. Этот референдум показал, что многонациональный народ Казахстана полностью одобряет политику своего Президента, направленную на политическую стабильность и мир, общественную гармонию. По результатам референдума 95,4% избирателей проголосовало за продление полномочий Н.А.Назарбаева до 1 декабря 2000 года**.



30 августа 1995 года на втором референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В ее основу заложено верховенство прав и свобод человека и гражданина, идея строительства в Казахстане сильного государства. Конституция учитывает исторические условия, современные тенденции - Казахстанского общества, опыт конституционного строительства наиболее передовых стран мира. В новом Основном Законе четко разделены функции исполнительной, законодательной и судебной властей, детально регламентированы взаимоотношения между ними.



Конституция 1995 года по-новому, с учетом требований времени, определила вопросы организации управления государством собственности, прав и свобод граждан. Конституция значительно повысила статус Президента и закрепила конституционное положение об учреждении президентской системы правления в республике Казахстан. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом. Действующая Конституция - одна из основных достижений нашего общества, и именно она служит одним из главных стабилизирующих факторов в период реформ. На основе новой Конституции 9 декабря 1995 года состоялись выборы в первый двухпалатный Парламент в истории Республики Казахстан. Верхняя палата - Сенат, нижняя палата - Мажилис.



Своеобразным подведением итогов пятилетнего развития независимого Казахстана стала книга Н.А.Назарбаева «На пороге XXI века» (Алматы, 1996). В ней Президент страны в первом разделе «Вспоминая недавнее прошлое» проанализировал причины распада СССР. Во втором разделе «Определение пути» показал, как шел сложный процесс «поиска универсальных рецептов» развития страны, как в теории и на практике проходила модернизация политической системы Республики Казахстан, и как Казахстан совершил путь «от парламентских кризисов до новой Конституции». В разделе книги «Между Востоком и Западом» Н.А.Назарбаев подробно раскрыл историю формирования внешней политики Республики Казахстан.



В октябре 1996 года было опубликовано первое официальное послание Президента Народу Казахстана. И с этого времени закрепились традиции, характерные для многих президентских республик. Послание Президента это программный документ, который содержит оценку текущей ситуации и намечает ориентиры на перспективу.



«Казахстан - 2030». Программа стратегии развития республики Казахстан до 2030 года.



В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В нем дается подробный анализ положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике, с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций. Они позволяют осуществить полномасштабное, комплексное и системное развитие страны. Особенность в том, что каждый из приоритетов, решая конкретные и специфические задачи, обеспечивает реализацию других. В этом заключается комплексность и системность взятых за основу подходов. «Стратегия -2030» - это результат сложной и многоуровневой работы, тщательного анализа теории и практики мировой экономики, тематических, отраслевых и идикативных планов, математических и экономических расчетов, многочисленных поездок по многим странам и дискуссии с признанными экспертами. Большую помощь в разработке стратегии оказали международные организации, прежде всего ПРООН.



Правительство Республики Казахстан, начиная с 1998 года, приступило к проведению в жизнь долгосрочной Стратегии Президента Республики Казахстан -2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Первым этапом в этой работе стали разработка и реализация трехлетних стратегических планов. Данная Программа Правительства Республики Казахстан направлена на достижение целей и приоритетов, предусмотренных в стратегических планах развития Казахстана. Правительство Республики Казахстан убеждено, что предлагаемые им меры реализации стратегических планов Президента Республики Казахстан будут способствовать завершению переходных процессов и выходу на траекторию устойчивого развития.



10 декабря 1997 года Президент, Премьер - Министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу*. В нем говорилось, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан - евразийская страна, Акмола - один из географических центров Евразийского материка» Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось Воззвание словами: «В драматической истории XX века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге XXI века заявляем о своем собственном выборе - новой столице под светлым небом древней Сары-Арки». 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.



16 декабря 2001 года в Астане состоялось торжественное собрание, посвященное 10-летию независимости. На нем в своем выступлении «Десять лет, равные столетию» Президент Н.А.Назарбаев отмечал: За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем - труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее.
На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и знать достойное место в человеческом обществе, необходимо было решать задачи: реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.



В современном мире, начиная с 1990 года Программа развития Организации Объединения Наций (ПРООН) стала выпускать глобальные отчеты по вопросам человеческого развития. Критерии нового измерения социально-экономического прогресса был взят индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс человеческого развития определяется по целому ряду показателей: доход на душу населения; состояние здоровья, окружающей среды, продолжительность жизни; образование, доступ к информации. Если их сгруппировать, то получится, что главными индикаторами ИЧР являются экономика, здравоохранение, образование.



Первый выпуск отчета по человеческому развитию в Казахстане был опубликован в 1995 году.



По данным ПРООН после распада СССР в Казахстане произошло падение ИЧР, в частности, в 1991 году структура этого снижения выглядела следующим образом - на 84% из-за экономического спада, 13% - за счет снижения продолжительности жизни и 3% за счет снижения уровня образования. С середины 1990-х годов начался его подъем. Как же происходил подъем ИЧР в Казахстане? По классификации ПРООН страны, имеющие уровень ИЧР ниже 0,5 — это слаборазвитые страны в социально-экономическом отношении. К ним отнесены в основном страны Экваториальной Африки, небольшие островные государства, страны, где ИЧР составляет 0,8 и выше - это высокоразвитые страны. В эту категорию входят индустриально развитые страны, а также страны с богатыми ресурсами, например - экспортеры нефти. Так вот, в 1996 году в Казахстане ИЧР составил 0,7, а например, этот показатель в Атырауской области составлял 0,813, в Мангыстауской -0,835, в г.Алматы -0,844***. Это свидетельствует об улучшении социально-экономического развития Казахстана, которое стало ощутимым с середины 1990-х годов.



Экономический кризис и его последствия.



В 1995 году Республика Казахстан состояла из 19 областей, 280 районов, 83 городов. В результате укрупнения в 1997 году количество областей сократилось до 14, а районов - до 160.



В 1991 году в республике функционировало свыше 5 тыс. крупных промышленных предприятий, 2119 совхозов и 407 колхозов, множество тепловых и гидроэлектростанций, учреждений строительства и связи.



Нефть в основном добывалась в Атырауской и Мангыстауской областях. В республике действовали три нефтеперерабатывающих завода, всемирно известные Карагандинский и Экибастузский угольные бассейны. Продукция заводов и комбинатов Джезказгана, Балхаша, Усть-Каменогорса, Ачисая, Кентау, Чимкента, Джамбула была известна даже за пределами страны.



В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом. В результате в 1991-1996 годы производство значительно сократилось. Сокращение объема производства составило: в химической и нефтехимической промышленности - 71%, в легкой промышленности - 84%, деревообрабатывающей промышленности -76%, в машиностроении и металлообработке -64%, строительстве -82%, в производстве электроэнергии -30%, черной металлургии -30%, цветной металлургии -28%, в производстве топлива -40%.



К августу 1997 года прекратили свою работу 585 промышленных предприятий с шестидесятитысячным контингентом рабочих и служащих; 1064 предприятия, где были заняты 232,6 тыс. человек, использовали только половину мощностей; 374 предприятия перешли на неполный рабочий день; 152,9 тыс. рабочих находились в вынужденных, 136 тыс. - в неоплачиваемых отпусках. К июлю 1997 года в стране насчитывалось 288,6 тыс. безработных, 40% которых составляли жители сельской местности.



Резко уменьшилось поголовье скота. Поголовье овец и коз с 35,5 млн. голов (в 1991 г.) сократилось до 13 млн. голов (1997 г.). Государственный сектор сельского хозяйства был приватизирован, колхозы и совхозы распущены. Кризис охватил и сельское хозяйство. В результате ухудшился жизненный уровень населения, росла безработица.



Истощение плодородных земель и дефицит биоресурсов превратились в общенациональную проблему. Иртыш, Сырдарья, Или и другие реки обмелели. Ощущались и ухудшение качества питьевой воды. Именно поэтому главной задачей в условиях жесточайшего кризиса стало постепенное построение эффективных рыночных механизмов, позволяющих стабилизировать финансовые и кредитные системы, снизить темпы падения уровня производства. Главным направлением экономической реформы стали либерализация экономических отношений, изменение форм собственности на основе приватизации, развитие предпринимательства, широкое привлечение иностранных инвестиций.



Приватизация — одно из важных направлений экономической реформы. Основой рыночных экономических отношений являются отделение собственности от государства, приватизация собственности. Рыночная экономика способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями.



Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 году было приватизировано 6200, в 1993 году — 2700 предприятий. В эти годы в основном были приватизированы малые предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита.



Программа приватизации была продолжена в 1994-1996 годы. В 1996 году поступление в бюджет составило 19359898 тенге. За два первых месяца 1997 года за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.



В 2001 году доля отечественного частного сектора производства превысила 74%, рабочих занятых в нем, насчитывалось более 60%, они производили 83% продукции республики.



На селе приватизация агропромышленного сектора в основном завершилась. Вместо распущенных колхозов и совхозов формировались различные виды крестьянских - индивидуальные, коллективные, смешанные в форме коллективно-паевых, крупных сельскохозяйственных кооперативов и индивидуальных фермерских хозяйств.



Полностью приватизированы жилищные и коммунально - бытовые хозяйства, они объединились в акционерные общества, товарищества, осуществляющие свою деятельность на договорной основе. Свыше 142 млн. м2 жилой площади было передано в линую собственность граждан. Таким образом, к маю 1997 года приватизация всех отраслей экономики в основном завершилась, в незначительном объеме сохранилась государственная собственность.



В тяжелой промышленности новые рыночные отношения утвердились окончательно.



Развитие производства и его влияние на другие отрасли. В связи с увеличением численности безработицы серьезное внимание было уделено развитию малого и среднего бизнеса. Было намечено к 2000 году приостановить кризис промышленности, внедрить в производство новую технику и технологию.



В 2003 году была возобновлена работа пяти нефтехимических предприятий. В Атырау вступил в строй завод полиэтиленовых труб, В Костанае - завод дизелей. Впервые темпы роста обрабатывающей промышленности превысили темпы роста добывающей промышленности. В машиностроении этот показатель превысил 20%. За последние 7 лет (включая 2006 г.) в машиностроении рост производства составил 600%. В городе Балхаше начато строительство завода по производству цинка. Значительное количество предприятий тяжелой промышленности размещено на территории Восточного Казахстана.



Возродилась и химическая промышленность. Стабильно работают такие крупные предприятия, как «Актюбинский завод хромовых ферросплавов», ЗТО «Карагандарезинтехника» и «Сараньризентехника». В целом прирост химической продукции в первом полугодии 2001 года по сравнению с первым полугодием 2000 года составил 1 50%.



Заметно повысился жизненный уровень всего народа. Таким образом, рост экономики в 2000-2003 годы дал возможность для повышения размера минимальной пенсии, среднего размера нижний в два раза; минимальный размер зарплаты повысился в 2,5 раза, средняя зарплата - в 1,5 раза, размер индивидуальных социальных пособий возрос на 45%.



За годы независимости республики средняя заработная плата выросла в несколько раз. Минимальная зарплата выросла в 15 раз. Значительно повысилась пенсия ветеранов. С января 2007 года на 30%) повысилась заработная плата работников государственных учреждений, организаций.



По оценке Всемирного банка развития Республика Казахстан с 2004 года относится к числу государств с уровнем дохода выше среднего. Таким образом, Казахстан уверенно идет по пути осуществления планов стратегического развития, рассчитанного до 2030 года .



Инвестиционная политика.



Казахстан уделяет особое внимание инвестиционной политике. Об этом свидетельствуют неоднократные заявления президента, правительства страны, принятие целого пакета законов и постановлений парламентом и правительством республики. Был создан специальный Государственный комитет по привлечению иностранных инвестиций. Кроме того, предусмотрены определенные льготы для инвесторов, вкладывающих в экономику Казахстана значительные вложения. В 1993 - 1996 годы в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн. долларов иностранных средств.



Среди стран, оказывающих техническую помощь Казахстану, на первом месте США. Помощь направлена на развитие малого бизнеса, осуществление реформы. Основная часть инвестиции вложена в освоение нефтегазовых месторождений, реконструкцию и развитие металлургической промышленности. Среди инвесторов Южная Корея, Турция, Германия, Англия, Франция, Япония, Италия, Канада, Норвегия, Болгария и Чехия.



В 1998 — 2006 годы было проведено три казахстанских инвестиционных саммита. С докладом на них выступил Президент Н.А.Назарбаев. На последнем саммите, состоявшемся в июле 2006 года, присутствовало свыше 400 делегатов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Выступавшие на саммите особо подчеркнули благоприятствующие для инвестирования экономики страны факторы, как политическая стабильность, наличие естественно-природных ресурсов, удобное географическое положение страны.



Будущее страны.



В стране принята программа индустриально-иновационного развития на 2003-2005 гг. Ее ближайшие задачи были конкретно намечены в ежегодных послниях Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстан и в программе действий правительства в 2006-2008 гг. по осуществлению стратегии главы государства по вводу Казахстан в число наиболее конкурентоспособных 50 стран мира.



Таким образом, основные направления будущего развития страны ясно обозначены в речи Президента РК на торжественном собрании, посвященном 15-летию независимости.



Определены главные направления развития промышленности, наиболее конкурентоспособные отрасли. Особое предпочтение отдано шести направлениям: строительству, машиностроению, легкой промышленности, информационной и биологической технологии, нефтехимической промышленности. Кроме того, Казахстан приступил к осуществлению собственной космической программы.



Первый его результат - запуск в 2006 году первого казахстанского спутника - стал заметным явлением в жизни страны.



В целом индустриально - инновационная программа обеспечит ежегодный прирост Отечественной экономики не ниже 9%, увеличит к 2015 году объем валового внутреннего продукта приблизительно в 3,5 раза.



Одна из предстоящих задач - социальное обеспечение общества. В этом направлении в настоящее время проведены мероприятия. В 2005-2007 годы только по этой программе введено в строй 12 млн.м" жилья, обеспечены квартирами более 1 млн. человек.



За последние 13 лет финансовые расходы на образование возросли более чем в 10 раз. В 2001 году завершилась компьютеризация школ. К 2007 году большая часть общеобразовательных и преобразовательных школ, колледжей будет подключена к Интернет - сети. Начиная с 2007 года по программе «Болашак» будет получать образование за рубежом три тысячи молодых людей.



Государство уделяет большое внимание улучшению состояния здоровья народа. Выполняется программа по обеспечению населения, особенно сельских жителей чистой питьевой водой.



Большое внимание уделяется развитию научной отрасли, в предстоящие годы финансирование науки возрастет в 25 раз. Особо следует отметить значительные мероприятия по выполнению государственной программы.



В настоящее время на космодроме «Байконур» реализуются государственные программы строительства космического комплекса «Байтерек», авиационно - космического комплекса «Есиль» и проект по внедрению казахстанской связи и распространения информации через спутник «Кас - сат».



Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан. Среди главных целей и направлений внешней политики Казахстана — установление тесных экономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Все более тесными и крепкими становятся связи Казахстана с такими международными организациями, как Международный и Европейский банки реконструкции, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, ЭСКАТО (экономическая и социальная комиссия по странам Азии и Тихого океана), ОЭР (организация установления экономических связей) и т.д.



Установив экономические и другие связи, Казахстан получил возможность включиться во всемирный экономический процесс, основанный на рыночных отношениях. В республике возникли совместные предприятия с США, Турцией, Германией, Англией, Японией и т.д., открылись представительства крупнейших компаний мира. Разработаны и осуществлены проекты совместного освоения природных богатств и внедрения новых технологий в сельское хозяйство. Политическая стабильность, дружба народов, природные богатства стали факторами, способствующими привлечению в страну иностранного капитала.



Основную долю импорта составляют машины и оборудование, транспортные средства и приборы, топливно - энергетические ресурсы, продукции химической промышленности.



Преобладающая часть импорта приходится на долю России, затем - Узбекистан, Туркмения, Германия, Турция, Англия, Белоруссия, Украина, США и т.д.



Из 6,5 млрд. долларов, инвестированных в экономику Казахстан в последние годы, 40% приходится на долю США. Задача совместного американо-казахстанского предприятия - установление связей между казахстанскими предприятиями и мировыми банковско-финансовыми фондами.



Солидные инвестиции вложили в нефтяную отрасль Казахстана компании и фирмы США. Например, в 1997 году было подписано «Соглашение века» общей стоимость. 600 млрд. долларов. Это долгосрочный, рассчитанный на 40 лет проект по освоению нефтяных источников Каспийского шельфа.



Первой из европейских стран в 1993 году Германия открыла для Казахстана кредит на сумму 1 млрд. 150 млн. немецких марок.



К концу 1996 года общая сумма прямых инвестиций Италии в Казахстан составила 83 млн. долларов, а товарооборот между двумя странами в начале 1997 года достиг 250 млн. долларов. Начиная с 1992 года итальянская сторона принимает активное участие в разведке месторождений полезных ископаемых, в переработке сельскохозяйственной продукции, в развитии отраслей машиностроения, энергетики, пищевой и легкой, а также тяжелой промышленности Казахстана.



В Казахстане в настоящее время работают 20 совместных предприятий, 30 компаний и фирм Франции.



С 1994 года английская компания «Транс Уорлд - групп» управляет Соколовско-Сарбайским горнорудным производственным объединением, Донским горнорудным комбинатом, аксуским и актюбинскими заводами, позже производством хромовых и железной руды в республике.



Между Казахстаном и Венгрией в 1993 году были установлены торговые отношения. Венгрия экспортирует в Казахстан лекарства, медтехнику, металлические трубы, продукты питания, винно-водочные и табачные изделия: импортирует из Казахстана хлопок, нефтепродукты, товары фосфорной и химической промышленности.



Крупнейшие испанские компании «Астуриана», «Репсол» участвуют в совместных разведках и использовании нефтегазовых месторождений и совместном управлении сельскохозяйственными предприятиями.



С каждым годом развиваются и крепнут торгово-экономические связи Казахстана с такими европейскими странами, как Польша, Болгария, Чехия, Словения, Румыния, Хорватия.



Казахстан установил широкие экономические связи с Китаем. В 1996 году товарооборот между двумя странами достиг около 500 млн. долларов. Сейчас в республике действуют около 40 китайских компаний, зарегистрировано свыше 300 совместных предприятий, 70 из них приступили к работе. Национальная нефтяная корпорация Китая участвует в освоении нефтяных запасов Актобе и составлении проекта транскаспийского нефтепровода.



Интенсивно развиваются экономические связи Казахстана с Южной Кореей: Корейская компания «Самсунг» приняла руководство корпорацией «Казахмыс», в состав которой входят АО «Жезказганцвемет», «Балхашский горнорудный металлургический комбинат», около 100 ТЭЦ, 30% акций КарГРЭС, Жезказганский горнорудный комбинат, новый медицинский комплекс в г. Жезказгане; на них трудятся свыше 50 тысяч человек.



Ширятся связи Казахстана с Японией. Товарооборот между двумя странами в 1995 году составил около 65 млн.долларов, а в 1996 году около 160 млн. долларов. В Казахстане работает около 20 японских компаний. За счет японского капитала были построены мост через Иртыш, аэропорт в Астане, автодорога в Западном Казахстане, реконструировано вагонное депо. Япония приступила к созданию в Казахстане железнодорожной инфраструктуры, соответствующей международному стандарту. Казахстаном и Японией было создано в 1996-1998 гг. пять совместных проектов. В них были запланированы: строительство моста через Иртыш в районе г. Семея, реконструкция Актауского морского порта и строительство электролинии Экибастуз - Топор - КЖГ - РЭС.



Наблюдается прогресс и в экономических связях Казахстана с Индией. В 1996 году из Индии в Казахстан было экспортировано товаров на сумму 40 млн. долларов, в основном чай, лекарства, товары бытового назначения. Казахстан установил торгово-экономические связи и с другими странами мира. Например, индонезийские бизнесмены принимают активное участие в деятельности АО «Мангистаумунайгаз», Канадская компания «Хори кейн Хайдаро кабокс ЛТД» осуществляет управление Кумкольским нефтяным месторождением на территории Кызылординской области.



Крепнут экономические связи Казахстана и со странами Персидского залива. Налажены экономические отношения с Саудовской Аравией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Ираном.



Турция - самый значительный партнер Казахстана. Две страны сближают не только торгово-экономические отношения, но и глубокие культурно-исторические связи. Турция первой из стран мира признала независимость Казахстана. Между двумя странами заключен целый ряд договоров и соглашений.



Турецкие фирмы вложили в строительство 1 млрд. 800 тыс. долларов, построили гостиницу «Анкара», Петропавловский завод макаронных изделий, здание «Алембанка» и другие объекты.



Турецкий «Эксимбанк» кредитует строительство ряда заводов: Алматинского завода электро-бытовых приборов, завода сантехизделий в Талдыкоргане, завода кабельной продукции в Семипалатинске. Расширяется деятельность турецких бизнесменов. Двести турецких фирм принимают участие в осуществлении 40 проектов общей стоимостью 2 млрд. долларов.



Вклад малого и среднего бизнеса Турции в экономику Казахстана, по данным на май 1997 года, составил 300 млн. долларов. Это производство аккумуляторов, мучных, молочных продуктов, сладостей, изделий из пластмассы, ковров, мебели и т.д. Свыше 200 млн. долларов было инвестировано в совместное производство - «Казахско-турецкая нефть», 400 млн. долларов - в развитие малого и среднего бизнеса в республике.



В г. Туркестане открыт Казахско-Турецкий университет, в Алматы -университет имени Сулеймана Демиреля. В разных областях работает более 20 казахско-турецких лицеев. В Турции учатся казахские студенты, а в Казахстане студенты из Турции.



Сложились взаимовыгодные отношения в банковской системе. Крупнейшие турецкие банки «Зираст» и «Эмлак» вместе с казахстанскими партнерами открыли совместные банки, которые усиленно работают на финансовом рынке Казахстана. Их основная задача - обслуживание государственных и частных проектов, не гарантированных со стороны государства.



В Каспийском регионе наиболее остро «сталкиваются жизненно важные интересы нескольких «центров силы» - США, России, Китая, Турции, Ирана, стран Персидского залива. Поэтому данной проблеме посвящена специальная глава «Каспий между тысячелетиями» книги Президента Н.А.Назарбаева «Критическое десятилетие»*. Также в своей книге Президент рассказал о деятельности в Казахстане Компаний Тексако-Мобил, Би Пи Амоко, Шелл, Шеврон и других транснациональных корпораций (ТНК) США, Западной Европы, ряда компаний из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. О новых системах международных коммуникаций - ТраСЕКА, Север-Юг, ТАЕ ВОЛС, КТК и др.



Речь Н.А.Назарбаева «Поднятая целина - символ дружбы и созидания...» 6 февраля 2004 года в Астане прошло торжественное заседание, посвященное 50-летию освоения целинных и залежных земель, на котором с докладом «Поднятая целина - символ дружбы и созидания» выступил Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. Говоря об историческом значении целины, он отметил, что грандиозный социально-экономический проект двадцатого века, аналогов которому в мировой истории не было». Далее Президент подчеркнул, что благодаря целине за короткий исторический период во многих районах Казахстана преобразовались экономика, образование, здравоохранение, культура, был создан мощный кадровый и научный потенциал. Главным ее итогом стало то, что «благодаря труду первоцелинников раз и навсегда была решена проблема хлеба, которая после Великой Отечественной войны стояла довольно остро». «Целина была, - продолжал Президент, - здравомыслящей идеей накормить всю страну. И она удалась, воплотилась в жизнь.



В конце своего выступления Н.А.Назарбаев сказал, что в наши дни «без шумихи и победных реляций ежегодно с целинного поля наши земледельцы собирают по 12-15 миллионов тонн зерна. Миллиард пудов становится традиционным, причем без авралов. Объем экспорта стабилизировался на уровне 4-5 миллионов тонн в год. Потенциал зернового производства позволяет уже сейчас засевать 16-17 миллионов гектар.

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.