» » » » Общественно-политическое развитие независимого Казахстана.(1991-2006 гг.)
0

Общественно-политическое развитие независимого Казахстана.(1991-2006 гг.)

Всемирный курултай казахов 29 сентября 1992 года состоялся первый всемирный курултай казахов в Алматы.



Огромное впечатление на участников курултая произвело выступление почтенного аксакала, горячего поборника турецко-казахской дружбы Х. Алтая, рассказавшего о пережитом участниками похода через горы Гималаи и пустыню Такла-Макан, стоившего жизни тысячи казахов.



Представитель казахской диаспоры в Узбекистане А. Укибаев рассказал о жизни и быте казахов в соседней братской республике, где в 580 шкалах учатся свыше 130 тыс. детей. В Ташкенте и Нукусе работают казахские национальные центры культуры, в районах наиболее компактного проживания казахского населения имеются филиалы этих центров, проводится большая работа по пропаганде языка, культуры, традиций казахского народа, по укреплению братской дружбы между народами двух соседних республик.



В декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.



Второй курултай казахов состоялся в 2002 году в городе Туркестан. На курултае были обсуждены вопросы национального развития, принято обращение к казахам всего мира. Третий курултай состоялся в 2005 году в городе Астане. На нем присутствовало свыше 300 делегатов представителей 32 стран мира, где проживают казахи. На четырех секциях, организованных в рамках курултая, были обсуждены вопросы миграции, культуры казахских диаспор, образования и занятия малым и средним бизнесом.



Ведущей организацией страны, занимающейся установлением связей с зарубежными казахами, является Всемирная ассоциация казахов. На различных (конференции, круглые столы, совещания), организованных под эгидой Всемирной ассоциации казахов, обсуждаются вопросы, интересующие соотечественников, живущих за рубежом.



Общественные движения и политические партии Р.К.



Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся. Одним из первых и наиболее массовых движении в Казахстане было экологическое движение «Невада– Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 года. Цель движения закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада – Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населения. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации научные конференции – международные и республиканские.



По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть – Каменагорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.



В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и населения как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.



В июле 1990 года оформилось Гражданское движение «Азат». Главная цель - обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию.



В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы – представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения.



Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам – организация воинов афганцев, «Адилет», мемориал – ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин – мусульманок Казахстана и т.д.



Общественное движение «За честные выборы» 5 сентября оно провело свое учредительное собрание. В качестве основных целей это движение называет инициирование предложений по изменению действующего законодательства о выборах, проведение обучения избирателей и представителей общественных объединении законным методом агитационной работы, оказание необходимых консультации кандидатами, проведение опросов общественного контроля за ходом голосования и т.д.



Что интересно, нейтральное, на первый взгляд, движение приобрело весомый авторитет в политической среде и стало камнем преткновения в споре между властью и оппозицией.



Общественное движение «Акжол» («Ясная дорога») создано в ноябре 1998 года. Основу движения составили представители научной и творческой интеллигенции республики. По утверждению его лидера, представителя правления Союза писателей Казахстана, Нурлана Оразалина, целью движения является поддержка политического курса Президента Н. Назарбаева.



Платформой же своего объединения участники новой организации считают стратегию «Казахстан-2030» и на второе место выдвигают защиту интересов интеллигенции.



Общественное движение «Орлеу» («Прогресс») - образовано в декабре 1998 года. Во главе этого движения стоит известный журналист Сейдамет Куттыкадам. В качестве своей социальной базы данная организация видит представителей среднего класса и интеллигенции.



Многопартийная система Казахстана.



Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики1).



Партийная система Казахстана в силу длительного периода господства КПСС, недостаточной развитости нынешних политических партий и отсутствия партийно-парламентских механизмов формирования правительства характеризуется как ограниченная и имеет две тенденции формирования. Это, во-первых, тенденция формирования двухблоковой многопартийности. Двухблоковая система. Здесь за власть соперничают два блока действующих партий, в то время, как партии, выступающие вне этих блоков, не играют существенной политической роли. Двухблоковость вытекает из компромисса между различными партиями, и не ведет к формированию двухпартийности, носит, как правило, временный характер, чаще всего в период выборов. Эта система наиболее характерна Франции.



Для такой перспективы развития в Казахстане необходимо принять новые законодательные акты о политических партиях. А принятый в 1991 году Закон «Об общественных объединениях» хотя и создал благоприятные условия для возникновения многопратийности, заметно отстал от требований времени.



В 1993 году были зарегистрированы четыре политические партий: Социалистическая партия Казахстана (СПК). На политической арене присутствут с 7 сентября 1991 года. Республиканская партия Казахстана (РПК). Появилась осенью 1991 года. Коммунистическая партия Казахстана (КПК). КПК, являющяяся правопреемницей Коммунистической партии Казахстана, образована в октябре 1991 году. Народный конгресс Казахстана (НКК) создан 5 октября 1991 года. Вслед за ними образовались и другие партии – Партия народного единства, Демократическая партия (1996 г.), Народно-кооперативная партия (НКПК), создана в феврале 1992 года, Партия возрождения Казахстана (январь 1995 г.), Республиканская народная партия Казахстана (17 декабря 1998 г.), Партия справедливости Казахстана (весна 1999 г.), Республиканская партия «Отан» (февраль 1999 г.) и другие.



По состоянию на конец 2005 – начало 2006 гг. в Казахстане официально зарегистрированы следующие политические партии:

- Аграрная партия Казахстана,

- Гражданская партия Казахстана,

- Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»,

- Демократическая партия Казахстана (ДПК),

- Коммунистическая партия Казахстана (КПК),

- Коммунистическая народная партия Казахстана,

- Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл»,

- Партия патриотов Казахстана,

- Республиканская политическая партия «Отан»,

- Республиканская политическая партия «Асар»,

- Партия «Руханият».



В дальнейшем в деятельности политических партий в Казахстане ожидаются значительны изменения. Это связано с принятием Парламентом Республики Казахстан 26 мая 2002 года Закона «О политических партиях1)». В соответствии с этим законом для государственной регистрации политических партий они должны иметь во всех областях, крупных городах и столице республики филиалы, насчитывающие в своих не менее 700 человек, а общая численность членов партии должна составить не менее 50 тыс. человек. Как было подчеркнуто в законе, такие нормы обеспечивают и стимулируют плюрализм в обществе. На основе данного закона все партии в республике имеют равные права и равные возможности.



В последние годы идет процесс объединения, укрепления различных партий. Так, в 2006г. партии «Отан» и «Асар», Гражданская партия, Аграрная партия объединились в одну Народно-демократическую партию «Нур - Отан».



Таким образом, общественно политические движения стали в республике реальной политической силой. Политические партии, преодолев период становления, стали практиковать различные формы и методы действий, они значительно расширили географию своей деятельности и сделали серьезную заявку на политическую борьбу.



Социальная политика Казахстана.



В 1999 году в Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета, которая показала, что со времени предыдущей переписи 1989 года население страны уменьшилось на 1246023 человека и составило 14953131 человек против 16199154, из них более 50% - городское население и более 40% - сельские жители.



В общем численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки – более 30%, более 50% - население нетрудоспособного возраста и более 12% - пенсионеры.



Удельный весь национальностей в общей численности населения составлял (в %):



Национальность
1994
1995
1996
1997
1998
Казахи
44,3
49,4
50,6
52,0
53,4
Русские
35,8
32,9
32,1
31,4
30
Немцы
3,6
2,3
2,0
1,6
2,4
Украинцы
5,1
4,6
4,5
4,4
3,7
Узбеки
2,2
2,3
-
-
2,5
Татары
2,0
1,9
1,8
1,7
1,7
Белорусы
1,1
1,0
-
-
0,7



Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы следующим образом:

- создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;

- обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;

- развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразие Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;

- повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.



Реализуя на практике стратегию социального развития, в 1994 году Президент сформулировал факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.



К первым относятся:

1) более высокий уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими, радикальные реформы;

2) сравнительно высокий уровень образования населения;

3) развития система социальной поддержки населения со стороны государства, в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; 4) наличие массовых составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.



К отрицательным фактором Президент отнес сохраняющуюся психологию иждивенчества, резкую региональную неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития, отсталость производительного аппарата.



Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:

- осуществление государственной политики социальной защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других мало обеспеченных граждан;

- формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;

- развитие многообразных систем страхования как дополнительных каналов социальной защиты;

- подтягивание уровня социального развития от стальных регионов за счет льготного режима хозяйствования.



Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищное строительство и т.д.). Образованы пенсионный фонд, фонды социального, медицинского страхования, занятости.



В результате миграционного оттока, численности населения республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн. человек.



С 1991 по 2001 год средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года – с 68 до 64. В три раза упал за десять лет естественный прирост населения, в 1,5 раза – рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть (в 1991 году 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001 году – более 10).



Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в 6 раз сократилось число дошкольных учреждений (это означает, что лишь 11 из 100 имеют доступ к дошкольному образованию). Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 году – 6,5%, в 1998 году – 3,9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.



Если, по отчету ООН, по индексу человеческого развития (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения) Казахстан занимал в 1991 году 61-е место в мире среди 175 стран, то в 1995-м 64-е место, в 1996 –м 72 место, в1997 году 93-е место, в 1999 году 76-е.



1999 год стал важной вехой в развитии демократических процессов в Казахстане. Именно тогда впервые была введена пропорциональная система выборов в Парламент в нижнею палату. В Мажилисе Парламента республики из 77 мест 10 было выделено для выборов по пропорциональной системе. Политические партии первые получили возможность напрямую участвовать в борьбе за депутатские мандаты. По партийным спискам был зарегистрировано 84 кандидата. В выборах приняли участия 9 партии: Народный конгресс, Возрождение Казахстана, Республиканская политическая партия «Отан», Коммунистическая партия, Демократическая партия «Азат», Гражданская Аграрная, Национальная партия «Алаш».



Победителями при голосовании по списку стали следующие партии. Партия «Отан», которая была создана в феврале 1999 года на учредительном съезде в г. Алматы на основе общественного штаба по поддержке кандидата в президенты Н.А. Назарбаева, набрала 30, 39% голосов и заняла 4 депутатских места в Мажилисе. Следующей стала коммунистическая партия Казахстана, образованная в октябре 1991 года. Она набрала 17, 75% голосов и получила 2 депутатских места в Мажилисе Парламента. Далее шла Аграрная партия, зарегистрированная в марте 1999 года, она набрала 12, 63% голосов и также получила 2 депутатских мандата. И, наконец, Гражданская партия, созданная в ноябре 1998 года на учредительном съезде в г. Актюбинске. Она набрала 11,23% голосов и тоже заняла 2 депутатских места.



Средства массовой информации.



В Казахстане в данное время издается свыше 600 газет и журналов на казахском, русском, немецком, украинском, уйгурском, корейском языках. Годовой тираж этих изданий превышает 600 млн. экземпляров. Официальные государственные издания – газеты «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда». Радио вещает на шести языках, имеется свыше 200 радио и телепрограмм. Более 90% населения пользуются услугами радио и телепередач. Различные сферы жизни народов Казахстан освещают 11 национальных газет, 44 телестудии, ведущие программы на 12 языках, и 18 радиостудий, ведущих программ на шести языках. В местах компактного проживания представителей той или иной нации передачи ведутся на их родном языке.



Основы политической стабильности Республики Казахстан.



В Казахстане проживают 130 наций и народностей. В связи с этим политической стабильности, национальной политике, межнациональным отношениям уделяется очень большое внимание. В республике не допускается установление диктатуры отдельных личностей или группы лиц. В конституции страны записано, что, не допускается незаконное вмешательство общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.



Таким образом, основой укрепления независимости и демократии, политической стабильности в Республике Казахстан является Межнациональное согласие.



Основные черты государственного устройства и судебная система Республики Казахстан: Казахстан – унитарное государство. Административно территориальное деление – 14 областей.



В Казахской ССР конституции принимались в 1937 и 1978 гг., следуя образцу конституции СССР и РСФСР. Первая постсоветская Конституция принята 28 января 1993 года. В последствии она была заменена действующей Конституцией Казахстана, принятой на референдуме 30 августа 1995 г.



Согласно Конституции 1995 года Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1.). В Конституции также прямо указано, что Казахстан является государством с президентской формой правления (ст. 2.).



Центральное место в системе государственных органов Казахстана принадлежит главе государства – Президенту, избираемому посредством прямых выборов при тайном голосовании сроком на 7 лет. Он определяет основные направления внутригосударственной и внешней политики, представляет Казахстан как внутри страны, так и на международной арене. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти перед народом.



Президент Казахстана обращается с ежегодным посланием к народу о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики республики. Назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент республики; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана. Подписывает представленный Сенатом закон в течение 15 рабочих дней, назначает и освобождает от должности Премьер – министра республики, ведет переговоры и подписывает международные договоры республики. Подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Казахстане; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; в соответствии с Конституцией и законодательством Казахстана объявляет введение чрезвычайного положения. Исключительно большими полномочиями глава государства наделен в области нормотворчества. Прежде всего, Президент издает указы и распоряжения на основе и во исполнения Конституции и законов Казахстана.



Двухпалатный законодательный орган Казахстана называется Парламентом. Две его палаты именуются соответственно Сенат и Мажилис. Сенат избирается на шесть, а Мажилис на пять лет. Сенат формируется на основе косвенного избирательного права; в нем представлены по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана плюс семь депутатов, назначенных Президентом Казахстана. Мажилис состоит из 77 депутатов, из них 67 депутатов избираются путем прямых выборов, проводимых по административно – территориальным избирательным округам, а 10 – по партийному списку в соответствии с системой пропорционального представительства.



На совместном заседании палат Парламент по предложению Президента вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, изменяет и дополняет их; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; дает согласие на назначение Президентом Премьер – Министра Казахстана и председателя национального банка; заслуживает доклад Премьер – Министра о Программе Правительства, одобряя или отклоняя ее; решает вопросы войны и мира; принимает предложения Президента по использованию Вооруженных Сил Казахстана для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; заслушивает ежегодные послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в Казахстане; формирует совместные комиссии палат и заслушивает отчеты о деятельности комиссии.



Конституционные законы принимаются большинством не менее голосов от общего числа депутатов каждой из палат.



Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Несмотря на то, что Правительство формируется Президентом и несет перед ним ответственность, оно также подотчетно Парламенту.



Правительство разрабатывает и осуществляет основные направления социально-экономической политики государства, вопросы его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; вырабатывает меры по проведению внешней политики Казахстана; руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.



Правительство издает постановления, а Премьер – Министр распоряжения. При этом они не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Казахстана.



Правовая система Казахстана.



Правовая система Казахстана входит в Романо–Германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную «евразийскую» группу.



Вплоть до 1920-х годов на территории современного Казахстана господствовало система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников – скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке хане (1680-1718гг.). Созданный им свод законов «Жеті Жарғы» (Семь уложений) не был писаным правом, а представял собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий–судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и «Жеті Жарғы», постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев–судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами.



Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.



В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР и до конца 1980 г. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик.



Как и в других бывших советских республиках, правовая система Казахстана переживает коренную трансформацию с начала 90-х годов. Провозглашенные принципы реформ: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и сводов личности и укрепление их гарантий.



По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик. К 2006 году здесь принят целый ряд новых кодексов: Гражданский (1994-1999 гг.), Уголовный (1997 г.), Уголовно-процессуальный (1997 г.), Уголовно-исполнительный (1997 г.), Гражданско-процессуальный (1999 г.). Некоторые бывшие советские кодексы (о браке и семьи) были заменены новыми кодифицированными законами. Новые кодексы и законы, чаще всего, концептуально совпадают с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные акты. В то же время развитие Казахстанской правовой системы на современном этапе носит самостоятельный и достаточно творческий, оригинальный характер.



Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и других обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда республики.



Иерархия источников права в Казахстане определяется Законом «О нормативных правовых актах», принятым 24 марта 1998 года.



Судебная система.



В Казахстане существует единая судебная система, состоящая из Верховного суда республики, областных и приравненных к ним судов, районных (городских) судов, районных (городских) судов, военных судов. Верховный суд, областные и Алматинский Городской суд рассматривают уголовные, гражданские и хозяйственные дела. Районные, Городские м военные суды уголовные и Гражданские дела, отнесенные к их ведению.



Верховный суд РК является высшим судебным органом по Гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.



Председатель Верховного суда, председатели коллегии и судьи верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи, областных и приравненных к ним судов назначаются Президентом по рекомендации Высшего судебного совета республики, председатели и судьи других судов – по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии Юстиции.



Высший судебный совет возглавляется председателем, назначаемым Президентом республики, и состоит из председателя Конституционного Совета, председателя Верховного суда, Генерального прокурора, министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, также назначаемых Президентом.



В соответствии с Конституцией (ст.83) прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, выявляет и устраняет любые нарушения законности.



Прокуратура республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту. Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Казахстана на пять лет с согласия Сената.



В Казахстане дознание и предварительное следствие по уголовным делам ведется органами внутренних дел (включающими криминальную полицию и военно-следственные органы), Комитетом национальной безопасности и органами налоговой полиции, которые отделены от судов и прокуратуры.



Деятельность адвокатов в Казахстане регулируется Законом «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года.



Модель организации конституционного контроля принципиально отличается от принятой в других государствах СНГ. Конституционный Суд Казахстана соответствует с Конституционным Советом Франции. Конституционный суд Казахстана состоит из семи членов, срок полномочий которых составляет шесть лет. Председатель Совета и два его члена назначаются Президентом Казахстана, еще по два – представителем Сената и председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета сменяется каждые три года.



Конституционный Совет:

1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на соответствие Конституции;

3) рассматривает до ратификации международные Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5) дает заключения о соблюдении установленных конституционных процедур при импичменте и досрочном освобождении Президента от должности по стойкой неспособности исполнять полномочия.




Послание Президента Н.А. Назарбаева народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».



18 февраля 2005 года в Астане на совместном заседании палат Парламента Глава Государства Н.А. Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»1)



Суть данного Послания заключается в том, что Президент, определяя основные направления внутренней и внешней политики страны на период до 2010, предложил конкретную программу по ускорению дальнейшего развития. Через весь документ проходит главная мысль о том, что наступил «радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны». А на повестке дня: «дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана».



Но прежде чем излагать задачи на предстоящее время Н.А. Назарбаев проанализировал предшествовавший «10-летний период, когда начала работать собственная национальная валюта, а значит, экономическая независимость стала реальной. 10-лет-это также юбилей нашей Конституции, благодаря которой страна стабильна, экономически процветает ». Президент напомнил о том, что Казахстан начал движение суверенитету, когда, «социально-экономическая и политическая ситуация была просто критической, экономика была недееспособной, казна пустой, политическая система неразвитой, миру мы были не интересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал».



За годы независимости жизнь Казахстанцев кардинально изменилась, констатировал Н.А. Назарбаев. В чем это выразилось? Была создана успешно работающая рыночная экономика, значительно выросли основные показатели качества жизни населения и на данный момент Казахстан по классификации Всемирного банка входит в группу стран со средним уровнем дохода. Впервые в нашей истории было создано независимое государство, построенное на принципах западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику многонационального и многоконфессионального общества. Казахстан стал региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия. Подытоживая этот раздел Послания, Президент подчеркивал: «Казахстан сегодня является одним из самых динамично развивающихся государств мира, и это всеми признан».



Главную же часть Послания составляет раздел: «Куда мы идем?» где изложено видение будущего нашей страны, на что будет направлены дальнейшие усилия. Каковы же эти ориентиры? Они ясны и конкретны:

1) укрепление государственности;

2) развитие Казахстана как современного демократического и правового государства;

3) обеспечение прочной стабильности в стране и регионе;

4) развитие регионального и международного сотрудничества;

5) динамичное развитие экономики соответствии с требованиями глобализации и развития новых технологий с акцентом на развитие не сырьевых секторов;

6) развитие образования, профессиональной подготовки и социальной сферы на уровне XXI века;

7) последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан;

8) дальнейшее развитие моральных и духовных ценностей казахского народа; обеспечение веротерпимости и межконфессионального согласия;

9) борьба с коррупцией;

10) глобальная борьба с терроризмом, наркоторговлей, экстремизмом вэкстрелизмом нального согласия;

11) в интересах своей страны и международного сообщества использовать уникальное геополитическое положение Казахстана, находящегося в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией.




В итоге «мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей, - подчеркивал в заключение Президент, - у нас есть уникальный шанс на этой основе ускорить наше движение вперед. Это тот путь, который ведет Казахстан в число развитых и процветающих стран мира»
Языковая политика в Казахстане.



В Конституции Республики Казахстан гарантированы национальные и равные гражданские права представителей всех наций и народностей, проживающих в Казахстане, создание условий для развития их языка и культуры. Конституция закрепила за казахским языком статус государственного языка, а за русским статус языка межнационального общения. Кроме того, государство приняло на себя обязательство заботиться о развитии языков всех наций и народностей Казахстана. Закон «О языках Республики Казахстан», который был, принят в 1997 году, устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает, одинаковы уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.



Вся многогранная социально-экономическая и общественно-политическая жизнь многонационального Казахстана свидетельствует об особо важной роли языковой политики в республике. Вопрос о языке – явление сложное, многогранное, связанное со всеми сферами жизнедеятельности общества. Язык не может существовать и развиваться автономно, вне общества. Если он не будет выполнять соответствующие функции в сфере экономики, политики, культуры, в социальной сфере, то его ждет неминуемая деградация и гибель. Главная задача в области языковой политики – это поднять казахский язык до подлинного уровня государственного языка. Этот процесс должен идти одновременно с развитием других языков республики. Решение данного вопроса – это прежде всего забота о будущем казахской нации, о судьбе других наций, населяющих республику, попытка сохранения дружбы и единства между ними как залога процветания нашей общей Родины – Республики Казахстан.



Изменения в области образования.



После 1991 года определенный кризис испытывает система образования Казахстана. На 1 января 1993 года в республике было закрыто 303 детских сада на 154 тысячи мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений – школ и высших учебных заведений.



В 1991 году появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицей, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 году в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В законе РК «Об образовании», принятом 7 июня 1999 года в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1-4 кл.), основная (5-9 кл.), верхняя (10-12 кл.). В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно- практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы – интернаты для одаренных детей. В конце 1996 года принята государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.



В 2008-2009 годы школы страны перейдут на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.



Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологии, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.



В 2003 году в Казахстане функционировало 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность школ, где преподавание велось на: казахском языке – 3379; русском языке – 2299; узбекском языке – 72; уйгурском языке – 16; таджикском языке – 3; турецком языке – 1.



Высшее образования.



На начало 2002-2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.



В октябре 2004 году состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005-2010 годы средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктизирована в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат–магистратура– докторантура.



Развитие науки.



1991 год является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.



Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса.



Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней, исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституционного процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития.



Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 году, стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное общество.



Научный потенциал Казахстана складывается из более 320 исследовательских центров, региональных и специальных институтов. В различных отраслях науки работают 900 докторов и 20 тысяч кандидатов наук. Флагманом в этой сфере является Министерство науки, Академии наук Республики Казахстан, в системе которых действуют 35 исследовательских институтов. Академическими научными исследованиями охвачены практически все области фундаментальной науки как технического и гуманитарного профиля.



Большое количество казахстанских ученых участвуют в международных исследовательских проектах, также проходят стажировку в ведущих научных центрах США, Великобритании, Германии, Франции, Турции и других стран.



В 1999 году вышла в свет книга Н.А. Назарбаева «В потоке истории». В ней говорится: «Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех Президент в своей книге» «В потоке истории» подчеркнул, что принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этонократическое государство, а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей.



Книга Н.Назарбаева во многом является результатом осмысления, посвященной национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего.



Н.Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамических императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная1». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном.



Продолжением курса нашей страны на диалог и стабильность в мире стал состоявшийся с 23 по 24 сентября 2003 года в Астане Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие представители всех мировых религии из Азии, Америки, Ближнего Востока и Европы. Его приветствовали Генеральный секретарь ООН, главы государства США, Франции, Великобритании, Италии, Египта и других стран, а также многие известные общественные и политические деятели.



В Декларации и решении, которые были приняты на съезде, отмечалось, что участники форума привержены таким вечным ценностям, как толерантность, истина, справедливость и любовь. Впредь данный форум было решено называть съездом лидеров мировых и традиционных религий, приводить его не реже одного раза три года, и следующий, Второй съезд провести снова в Астане.



Культурное наследие.



2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включает в себя следующие направления: 1) воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; 2) создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; 3) обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; 4) создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.



Культура Казахстана поистине уникальна, поскольку представляет собой сплав многовекового духовного опыта всех населяющих страну народов.



Она отличается разнообразием форм и жанров, основанных как на национальных традициях этих народов, так и на основании шедевров мировой классики.



В стране действуют более 40 театров различных жанров, которые осуществляют постановки на пяти языках, около тридцати организаций индустрии развлечений, два цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей.



Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов.



В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави.



Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателем, батырам, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году, объявленном Президентом Республики Казахстан годом поддержки культуры, в 13-и областях республики были построены и открыты более 30-и памятников.



Среди памятников, открытых к 10-летию независимости Республики Казахстан, самым значимым по своему замыслу, идее и масштабу является монумент «Защитникам Отечества», воздвигнутый в Астане 9 мая 2001 года. Идея Монумента принадлежит Президенту РК Н.А. Назарбаеву.



Монумент «Защитникам Отечества» имеет важное значение в деле укрепления казахстанского согласия, единства и сплоченности народа потому, что память о героическом прошлом – это фундамент, на котором строится будущее страны.



Значительные события произошли и в культурной жизни страны. Можно назвать празднование 150-летнего юбилея великого Абая Кунанбаева (1995 г.), 1995- 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Жамбыла Жабаева (1996 г.), 100-летие Мухтара Ауезова (1997 г.), 100-летие Каныша Сатпаева (1999 г.), 500-летие Мухаммеда Хайдара Дулати (1998 г.), 500-летие древного Туркестана (2000 г.), 200-летие Махамбета Утемисова (2003 г.), 100-летие Алькея Маргулана (2003 г.), 170-летие Шокана Уалиханова (2005 г.), 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.) и другие. Большинство их решением Юнеско были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира.



Крепнут и успешно развиваются наши культурные международные связи. Искусство Казахстана достойно представлено за рубежом. Наши театры, творческие коллективы, отдельные певцы и композиторы постоянно выезжают в заграничные творческие турне и поездки.



Широко известны достижения казахстанских спортсменов на самых престижных состязаниях. Этому способствует то, что в стране культивируются практически все классические олимпийские виды спорта, действуют современные спортивные арены и дворцы спорта, в том числе ставший кузницей рекордов высокогорный каток «Медео» близ Алматы.



Вершиной достижения казахстанского спорта являются результаты олимпиады в Сиднее. Золотые медали здесь завоевали боксеры Ермахан Ибраимов, Бекзад Саттарханов, Легкоатлетка Ольга Шишкина. Серебряными призерами стали велосипедист Александр Венокуров, борец Ислам Байрамуков, боксеры Булат Жумадилов и Мухтархан Дилдабеков. В мировом табеле о рангах Казахстан занял 22 место. Это очень высокий показатель для молодого суверенного государства. Все это стало возможным только благодаря независимости.
Геополитическое положение Казахстана.



С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики.



Концепции внешней политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ».



Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.



Казахстан расположен в самом центре Евро-Азиатского континента. Страна занимает 9-е место в мире по территории, имеет сухопутную границу протяженностью 15 тыс. км, 8 тыс. из которых проходят по границе с Россией, 5 тыс. км с Китаем. Протяженность морских границ Казахстана -1,5 тыс. км. Общая протяженность границ – 16,5 тыс. км.



Казахстан расположен на стыке Европы и Азии, где скрещиваются транспортные и коммуникационные линии, соединяющие Запад и Восток. Основную часть экспорта страны составляет сырье (металлы, нефть, хлеб, шерсть). Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Стратегические задачи внешней политики - это руководство принципиальными положениями о незыблемости, принципов независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны.



Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых.



Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.



Признание суверенного Казахстана мировым сообществом.



За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира. В Алматы и Астане функционируют около 70 посольств и дипломатических представительств. Казахстан является членом 70 международных организаций, в 100 с лишним странах мира имеются посольства и консульства Казахстана.



Исключительное значение во внешней политике Казахстана имеет членство в ООН. Решением 46-й сессии ООН от 2 марта 1992 года Казахстан единогласно был принят в члены этой авторитетной всемирной организации. Казахстан стал 168-м членом ООН. При ООН было, открыто постоянное представительство Казахстана, Казахстан был признан мировым сообществом. 5 октября 1992 года Президент Н.А. Назарбаев выступил на 47-й сессий Генеральной Ассамблей ООН. В своей речи «Великодушие» каждой страны – залог благополучия планеты, он выдвинул инициативу Республики Казахстан по проведению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Смысл ее состоял в том, чтобы создать в Азии структуры по типу СБСЕ в Европе.1) Насколько значительным и своевременным была инициатива казахстанского Президента, показало заседание этого Совета.



Следует подчеркнуть, что 14 сентября 1999 года в Алматы, состоялась первая встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств – участников СВМДА, они подписали Алматинскую «Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами – членами СВМДА.



Эта Декларация провозгласила следующие принципы отношений между членами данной организации: 1) суверенное равенство, 2) уважение прав, 3) присущих субъекту, 4) неприменение силы и угрозы силой; 5) территориальная целостность государств членов; 6) мирное урегулирование споров; 7) невмешательство во внутренние дела; 8) разоружение и контроль над вооружением; 9) экономическое, социальное и культурное сотрудничества; 10) права человека и основные свободы.



Данная встреча и принятая на ней Декларация стали значительной вехой в современной истории, ведь, как отмечалось на встрече, 3,5 млрд. людей (более половина человечества) проживают в



Азии, здесь производится 55% мирового ВНП, сосредоточено 40% мировой торговли. И такой регион остается крайне нестабильным. Лейтмотивом встречи были слова: «Время подтвердило актуальность казахстанской инициативы!». Декларацию подписали представители 16 государств Азии.



4 июня 2002 года в Алматы состоялся. Первый саммит руководителей стран – участников СВМДА на высшем уровне: Афганистане, Азербайжана, Египта, Китая, Индии, Ирана, Израиля, Кыргыстана, Монголии, Палестины, Пакистана, России, Таджикистана, Турции, Узбекистана. В работе форума принимали участия организации: ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств, Страны – наблюдатели: Австралия, США, Индонезия, Япония, Таиланд, Вьетнам, Украина, Республика Корея. Председательствовал на саммите Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. На встрече были приняты Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.1)



Став полноправным членом ООН, Казахстан активно включился в деятельность ее организаций, таких как Юнеско, Юнисеф, ЭКОСОС, УВКБ и другие начали сотрудничать целым рядом крупных международных организаций: Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организаций по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).



С самого начала суверенитета Казахстан определил свою внешнюю политику как много – векторную. Стал активно участвовать в интеграционных процессах в рамках организации экономического сотрудничества (ОЭС), Организации Договора о коллективной безопасности, Центрально-Азиатского экономического союза (ЦАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).



В 1996 году в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан, и организация стала называться «Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов.



29 марта 1994 года во время первого официального визита Президент Республики Казахстан в Российскую Федерацию на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Н.А. Назарбаев впервые высказал предложение об евразийстве как о проекте стратегического курса взаимоотношений государств Центральной Азии с Россией и другими бывшими советскими республиками, определяющим принципы, механизмы и геополитические контуры этих взаимоотношений.



Спустя 10 лет, 2 апреля 2004 года в Астане в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева состоялась международная конференция «Евразийство: от идеи к практике». На ней подчеркивалась, что за 10 лет после провозглашения идеи евразийство мир сильно изменился. В новом столетии появились новые угрозы и новые вызовы, новые риски и новые возможности. Тем более удивительным остается тот факт, что идеи, положенные в основу евразийства, сохранили свою актуальность. Она наполняется новым содержанием. Интеграция новых независимых государств – процесс объективный, не противоречащий принципам самостоятельности каждого суверенного государства. Евразийская общественность сложилась и укоренилась исторически.2)



В 2001 году в сСединенных Штатах Америки произошли события, всколыхнувшие всю планету и резко повлиявшие на судьбы всего человечества 11 сентября в 8 ч 45 минут по времени восточного побережья США пассажирский самолет врезался в одно из двух 110-этажное здание Всемирного торгового центра. А в 9 ч 45 мин еще один самолет рухнул рядом со зданием Пентагона в Вашингтоне. Началась эвакуация служащих из правительственных зданий в Вашингтоне, включая Белый дом и здание Конгресса. Так были совершены потрясшие весь мир террористические акты, ознаменовавшие собой начало борьбы международного терроризма и цивилизованного человеческого общества.



Сразу же после событий 11 сентября Президент Казахстана Н.А. Назарбаев от имени народа и себя лично выразил соболезнование Президенту США в связи с трагедией, обрушившейся на народ этой страны.



12 сентября утром Президент Н.А. Назарбаев провел встречу с Премьер Министром и руководителями силовых ведомств страны, и заслушал их отчеты о мерах по усилению безопасности.



В ответ на террористические акты, Соединенные Штаты Америки 7 октября 2001 года начали антитеррористическую акцию в Афганистане. Вечером того же дня по поручению Дж. Буша госсекретарь США к Пауэлл по телефону проинформировал Президента РК Н.А. Назарбаева об этом. Как сказал Госсекретарь, цель акции - уничтожение сети террористической организации « Аль-Кайеда», не руководства и военных объеков. Казахстан, говоря словами Президента Н.А. Назарбаева, определяя свою позицию так: «Мы члены антитеррористической коалиции».



В 2003 году в свет вышла книга Президента Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие». Вот, как он пишет в ней: «Образно говоря, картины мира и миропорядка меняются столь быстро, что их художники и эксперты – ценители не успевают размешивать политологические и социологические краски». Далее, продолжал Президент, - «чтобы увеличить эту палитру, приходится вводить новые понятия, и самые значительные и распространенные из них – Глобализм и международный терроризм». Анализу этих явлений, а также проблемам развития мира и нашей страны в условиях быстроменяющейся обстановки в предстоящем «критическом десятилетии» и посвящена это книга.



Говоря о международном терроризме, который стремительно и жестко ворвался в наш обиход и межгосударственный язык. Президент отмечал, что это хроническая болезнь организма мирового сообщества, зараженного политическим, социальным и экономическим неравенством. Далее Н.А. Назарбаев писал, что терроризм – это война. «И как во всякой войне мы члены антитеррористической коалиции». 11 сентября 2001 года мир потрясла так называемая «ассиметрическая» война. Война между экстерриториальной организацией без регулярной армии с державой мирового уровня. Самым чудовищным и жестоким образом о себе заявила новая геополитическая сила – международный терроризм. Впервые в таком глобальном масштабе люди планеты ощутили присутствии врага, приносящего смерть и разрушение, который в своем черном деле не знает меры: он не признает международного права, его не могут остановить или быть более осторожным государственной границы и он не боится «Гарантов мира», какими бы сильными они ни были.1)



Подробному анализу проблем терроризма и борьбы с ним посвящена глава книги «Империя страха и риторика террора».



Поскольку в своевременном мире отдельными политологами пропагандируется «целая система доказательств и солидная теоретическая база» о так называемом «столкновении цивилизации», «войне миров», агрессивном противостоянии между основными религиями, например, между христианством и исламом. В современных средствах массовой информации и даже в публичных заявлениях, отдельных политиков все чаще и настойчивее мелькает понятие, имеющие новый смысл, - это так называемая «исламская угроза»2). Н.А. Назарбаев, опираясь на исходное, фундаментальное положение о том, «что религия для всех народов – это не средство и мотив выживания», вторую главу своей книги назвал «В религии экстремизма нет», как говорится, комментарии излишни.



Следующая глава «Зона особого внимания» посвящена болезненной для современного мира в целом и любого государства в отдельности проблеме – наркомании. Президент привел ужасающие факты: «Сегодня, в начале третьего тысячелетия, 142 миллиона жителей планеты регулярно и активно потребляют марихуану, 30,5 миллионов человек одурманивают себя амфетаминами и синтетическими наркотиками, 13,4 миллиона человек потребляют кокаин и 8 миллион граждан потеряли всякий человеческий облик в паутине героина и опиатов». Картину усугубляют потребляющие экстази, психотропные препараты и прочие новые наркотики, которые дополняют так называемых прекурсоров.



И, наконец, заключительная глава книги «Пути безопасности» содержит конкретные предложения и меры по реальному и адекватному современным императивам наполнению понятия и феномена «коллективная безопасность».



Важным событием мирового масштаба стала открывшаяся в Алматы 13 февраля 2003 года Первая международная конференция мира и согласия, созванная по предложению Президента



Казахстана Н.А. Назарбаева и ставшая реальным воплощением в жизнь его инициатив по практическому продвижению мирового диалога между народами и цивилизациями. На ней глава нашего государства был избран ее представителем. В работе этого форума приняли участие президенты Кыргызстана, Таджикистана, высокопоставленные представители Турции, Азербайджана, Афганистана, дипломаты, руководители религиозных организаций, видные общественные и политические деятели. В адрес конференции и Н.А. Назарбаева поступили послания от Президентов США, Турции, Украины, премьер-министра Израиля, ряда сенаторов США.



Н.А. Назарбаев в своем выступлении отметил, что цель конференции – «наладить открытый диалог между представителями разных стран, религий, культур и цивилизаций, для того, чтобы в наше сложное время сделать мир более безопасным». В итоге была принята Совместная декларация участников конференции «К миру и стабильности»1) .



Но март 2003 года принес миру новый виток обострения обстановки. 20 марта в 5 ч. 33 мин. по московскому времени в Багдаде завыли сирены, раздались первые взрывы. Так началась Иракская война. В связи с началом военных действий в Ираке, в Казахстане, по поручению Президента, Правительство, министры, руководители агентств получили задание в первую очередь обеспечить безопасность граждан Казахстана. Был усилен контроль над важнейшими объектами, охраной государственной границы и воздушного пространства. Большое внимание было уделено контролю над экологической ситуацией, особенно в бассейне Каспийского моря. Учитывая особое значение для страны экспорта энергоресурсов, было дано задание принять меры по формированию механизмов защиты экономики в случае серьезных колебаний цен на мировых сырьевых рынках. Указывалось на необходимость предусмотреть все превентивные меры, чтобы не допустить ухудшения ситуации в стране.



Руководство Казахстана подтвердило верность своей позиции и выразило стремление к сотрудничеству с антитеррористической коалицией по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и готовность принять участие в восстановлении Ирака.



Проблема ядерной безопасности.



Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в качестве суве

Теги:

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.